наверх

Прогулка по саду

Сад на песке

«Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо»… Любой розовод может поспорить ...

Ирина Беляй

У меня сад на песке. «Хорошо это или плохо?» — спросите вы,

Андрей Ганов

Нам достался участок в сказочном месте — побережье Финского залива. 

Константин Коржавин

Сад на болоте

Близость моря делает микроклимат нашего участка немного мягче и теплее. Почва тяжелая, глинистая, кислая, встречается много гранита. 

Мария Уткина

Дед с родителями получили участок 50 лет назад. Это было заболоченное место между двумя торфяными речками, изрытое траншеями и воронками, где на кочках мха росли хилые березки.

Галина Степанова

Несмотря на ощутимую помощь ручья, самой главной проблемой в первые годы создания сада оставалось весеннее подтопление участка, когда пройти по нему можно было только в резиновых сапогах по щиколотку в воде.

Ольга Цоппе

Сад в лесу

Дом в лесу был давней моей мечтой, поэтому, когда представилась возможность купить участок недалеко от города среди сосен, решение приняла мгновенно.

Татьяна Шахманова

Свой сад в Лисьем Носу я начала создавать в 1991 году.

Татьяна Малинина

Удивительно, насколько гений места влияет на облик сада.

Елена Грошавень

Сад на склоне

В моем саду, почти как в Греции, есть все. Защищенный участок, юго-западный склон. Защищенный участок, юго-западный склон, легкая песчаная почва...

Татьяна Седова

В самом начале работы мне повезло: во-первых, участок был на склоне — сложный, но интересный и перспективный, как почти каждый рельефный участок.

Алексей Волков

Cад водный

Водоем вносит в любой сад уют и покой, создает целостность ландшафтной картины, поэтому рано или поздно практически каждый садовод приходит к идее создания водоема в своем саду.

Валентина Александрова

Ян Слама — чешский садовод, ландшафтный дизайнер, коллекционер хвойных растений и хозяин уникального сада.

Константин Коржавин

Для меня это не просто пруд. Он не существует отдельно от остального мира, а гармонично связывает воедино все элементы моего сада с романтическим и загадочным названием «Сад воды и холмов».

Глеб Успенский

Самый ошеломляющий эффект в саду Александра Марченко производит, разумеется, вода.

Елена Иллеш

Сад старый

Глубокая осень, ноябрь. Уже не раз были ночные заморозки, а днем  - лишь небольшой плюс. Но это еще цветочки…

Марина Важова

Недалеко от заповедника Пушкинские горы по дороге на Ново­ржев находится деревня Алтун. До революции это было поместье графа Львова, и называлось оно Альтона.

Марина Важова

Наш сад в Стрельне закладывался в начале 50‑х годов прошлого века. Семья была многодетная, и надо было, прежде всего, выращивать плодовые деревья, овощи, ягоды.

Семья Серёгиных
Веб-студия «Русская коллекция».    
Под подвалом (тексты и баннеры): 

Елена Келлер

писатель, кандидат культурологи

ФАНТАЗИИ ПЕТЕРБУРГСКИХ САДОВНИКОВ: XVIII ВЕК

Петербург XVIII века на страницах старинных журналов представлен как царство садов, а их описание кажется сказочным и совершенно нереальным.

Перед садоводами вставал непростой вопрос: какой именно сад развести. В те далекие времена классификация садов была довольно обширной. Сады делились по времени года на весенние, летние и осенние; по характеру они могли быть торжественными, нежно меланхолическими, романтическими, светлыми, веселыми, приятными. Сады разделялись и по времени дня: утренние, полуденные и вечерние. Но и этой систематизации оказалось недостаточно, ввели еще различие — по принадлежности: королевские и княжеские или парки первой величины, дворянские и боярские или парки в благородном стиле, сады приватные и мещанские, цветники и, наконец, сады сельские или деревенские. Каждый вид сада имел свои особенности.

Но вот садовник сделал свой выбор, и это — «Утренний сад». Теперь все его мысли и труды должны быть подчинены, как говорят в театре, сверхзадаче — правильно и со специальным настроением создать декорации, ведь садовник, отчасти, и декоратор. Идея утреннего сада связывалась с пробуждением, с радостью обновленного дня. Это было главное положение, которым следовало руководствоваться при устройстве территории. Сад должен был располагаться в цветущей долине, но возле гористого места, открытого восходящему солнцу, чтобы лучи утреннего света освещали все великолепие свежей зелени.

Еще одно важное обстоятельство — это вода. Восхитительно зрелище солнечных лучей, играющих на поверхности озера, оно дает возможность долго любоваться, думать, предаваться мечтам. Такое милое упражнение для души и полезно, и приятно. Но если нет озера, садовнику не стоило горевать, ведь в Петербурге непременно рядом окажется река, или маленькая речушка, текущая при играющем свете между травой и цветами, или ручейки, журчащие с блеском по камешкам.

«Утренний сад» любит много открытых площадок, лужаек, засаженных милыми цветочками и светлой зеленью, орошенными утренней росой. Выбор деревьев должен строго соответствовать общему настроению. Стройные, нежные, с разрезными легкими листьями, они должны создавать умеренную тень. Очень хороши для этого виргинский клен, тополь, рябина, но группы этих деревьев должны быть не очень большими и разбросаны так, чтобы утренние лучи могли свободно проходить сквозь легкую листву. А если между деревьями будут находиться зеленые лужайки и полянки, засаженные невысокими цветами и если эти прелестные места будут оживляться извивающимися и громко журчащими ручейками, а пейзаж наполняться светом и тенью, то можно считать, что сцена достигла своего совершенства.

Но если садовник выбрал «Меланхолический сад», ему предстоит создать совсем другой стиль. Местность должна включать глубокие долины и низменные места, широкие ущелья между гор и каменных утесов, скрытые и глухие захолустья, густые и тенистые пустыни и темные леса. В таком саду должна господствовать скрытность, уединенность, темнота и тишина. Вода должна иметь течение слабое, неприметное, спокойное, окруженное зарослями осоки с висящими над ней ветвями деревьев, или производить глухое и томное журчание, или стекать по уступам, но без шума и грохота. В «Меланхолическом саду» много тени, поэтому следует плотно высаживать темные лесные деревья или создавать непрозрачные рощи. Выбирая насаждения, садовнику надлежит остановить свое внимание на кустах и деревьях с густой листвой, темными и печальными листьями: конском каштане, ольхе, американской черной липе, бальзамическом тополе и, кроме того, березе и особенно вавилонской лозе с длинными, свисающими почти до земли ветвями. Под их сенью сквозь рощи извиваются дорожки и тропинки. Они спускаются то в темные мрачные овраги к старому широкому пню, покрытому мхом, под искривившимся загадочным дубом, то под висящие над головой скалы или на открытую площадку, окруженную лесом, а вот и скамейка, стоящая под густым сплетением ветвей. Где-то вдали раздается глухой шум скрытого водопада. Длинные тропы, обсаженные высокими деревьями и густым кустарником, похожи на покрытые сводами проходы в древних монастырях и готических церквях. Они создают атмосферу, располагающую к глубоким и важным размышлениям. Поздним вечером, когда лунный свет своим бледным сиянием покрывает листья и ветви деревьев, на «Меланхолический сад» опускается философическое настроение.

Но каково же садовнику, решившему устроить «Романтический сад»? Ему придется следовать мудрости — сохранить все, устроенное самой природой, ничего не разрушать и не портить. Искусство должно помогать натуре лишь так, как позволит ее характер.

Главная забота садовода — посадить цветы в соответствии с идеей такого сада. В 1786 году были опубликованы советы: «Дедовские манеры цветочные грядки делать узорами, изрезывать их в бесчисленно мелкие части, выводить ими всякие ­фигуры, ­косицы, травы, а иногда самих зверей, птиц и другие подобия, можно почесть такой детской игрушкой, которая всего меньше подражания заслуживает. Последуем лучше по стопам натуры. Ежели хорошие и избранные роды цветов рассаживать не на узорчатых и циркулем очерченных грядках, а разбросать кой-где нерадиво по площадке, покрытой низкой травой и перемешать с хорошими полевыми цветами, то такая пестрота и контраст произведут весьма приятное впечатление». «Романтический сад» должен располагать к созерцанию, здесь хочется проводить много времени, свой досуг, поэтому колористическое разнообразие особенно уместно. Тюльпаны, гиацинты, гвоздики, анемоны, примулы, ирисы, бальзамины, маки, дельфиниумы, чудесные фиалки, а осенью разноцветные астры — все это пышное цветение властвует дивным многоцветием. И все-таки, там, где человек отдыхает, где он предается мыслям и воображению, он охотнее ощущает, нежели рассматривает, поэтому предпочтительнее душистые цветы — сладкие, пряные, нежные, тонкие запахи, услаждающие ощущения натуры. Разбросанные по саду столовые беседки, скамейки, «кабинеты» для чтения и размышления окружены мартовскими фиалками, ландышами, левкоями, белыми нарциссами, алыми лилиями, гиацинтами, резедой, туберозами. Цветы распространяют непостижимую отраду и сладость, даря душевное спокойствие и удовольствие.

С тех пор прошло более двух с половиной веков. Сегодня нас огорчает петербургская погода, мы живем в «каменном мешке» и даже не можем представить, что «парадис», которому положил начало Петр I, действительно реально существовал на территории Петербурга, и даже дурной климат не был ему помехой.

 

 

Наверх

 

 

группа Хобби