САД В МУСТАМЯКИ

Андрей Ганов,
садовод-коллекционер, организатор лекций для садоводов в Ботаническом саду СПб, автор книг и статей по садоводству, Санкт-Петербург

САД В МУСТАМЯКИ

Прогулка по саду Андрея Ганова

У меня сад на песке, вернее, на песке с камнями. «Хорошо это или плохо?» — спросите вы, и сейчас, спустя 16 лет после приобретения участка, я отвечу: «Да, хорошо». Мне нравится, что «целина» легко копается, что количество сорняков на необработанной территории держится в допустимых пределах, что нет никакого застоя воды ни весной, ни после дождя. Да что там! — После ливня минут через 15 можно в тапочках по саду гулять! Надо сказать, что ни одной тачки песка я со своего участка не вывез. Весь идет в дело! Где-то надо убрать ямки, где-то надо, наоборот, сделать какую-то неровность, маленький холмик. И как основа этот, по существу, бросовый субстрат, очень хорош.

Конечно, не все так радужно: удобрений в почву приходится вносить больше, чем, к примеру, на глине, так как они очень быстро вымываются. То же самое можно сказать и о раскислителях почвы. Я, кстати, пользуюсь доломитовой мукой — она обогащает почву магнием, которого не хватает в нашем регионе, и его добавление положительно отражается на растениях. Понятно, что на первозданном песке мало что может нормально расти, но для улучшения почвы на участке нужно прикладывать меньше усилий, чем на более тяжелых суглинках. Я действую по очень простой схеме: решаю для себя, что на этом именно месте — быть клематисам. Выкапываю яму глубиной 80 см, насыпаю на дно спелый компост и смешиваю его с оставшимся на дне посадочной ямы песком. Далее, заполняю яму питательным грунтом и сажаю растение. Вот и все.

«Ну, хорошо,— скажете вы,— разве это сад на песке? Все ведь сажается в плодородную почву!» Да, конечно, в плодородную, а как же иначе… Но у меня нет проблем с весенним застоем воды. На участке природой сделан великолепный дренаж. Про песчаные почвы часто говорят, что они «теплые». Это действительно так. Они быстрее, чем более тяжелые, оттаивают весной, и, следовательно, корни раньше просыпаются и начинают кормить и поить растение. У нас на Карельском перешейке весна приходит на 2–3 недели позднее, чем на юге Ленинградской области, но почва оттаивает очень быстро, буквально спустя неделю после схода снежного покрова.

Это все, так сказать, физика. Пора бы добраться и до лирики. Я по своей природе коллекционер. Но мне отнюдь не безразлична и тема ландшафтного строительства. Вот и приходится находить золотую середину между созданием коллекции и желанием подать эту коллекцию красиво. Собираю я лилейники (на фото сорт Chosen Love). Их у меня уже (или еще) около 400 сортов. Но я сразу отверг напрашивающееся  решение — сажать лилейники на грядки, хоть это и облегчило бы уход за ними. Поэтому у меня в саду появились непрямые дорожки, клумбы неправильной формы, вкрапления в «плантации» лилейников (на фото сорт Regal Air) растений с контрастной листвой. Не важно, однолетних или многолетних. Но сад, разумеется, состоит не из одних лилейников. Нашлось в нем место и для коллекции гераней (не путать с пеларгонией!) (на фото махровая луговая герань Plenum Violaceum), хост, альпийских редкостей (на фото змееголовник тангутский), папоротников, гейхер. Стараюсь к каждому растению подходить индивидуально. Не всегда это получается, но только так, зная особенности каждого вида, можно добиться того, чтобы и каждый экземпляр, и весь сад в целом выглядели бы здоровыми и ухоженными. Еще стараюсь вписать сад в окружающий пейзаж, чтобы визуально раздвинуть его границы. Наверное, не все получается идеально, но сад тем и хорош, что он развивается, а вместе с ним изменяемся и мы. Уверен, что в лучшую сторону.

 

Под подвалом (тексты и баннеры): 

Лидия Макарова

ландшафтный дизайнер, член Королевского садового обществаВеликобритании

Цветовая гамма сада

Для создания декоративных растительных композиций надо учитывать законы цветовой гармонии. Цвет воздействует на человека сильнее, чем звук, запах и вкус, и поэтому является важнейшим средством художественной выразительности. Прежде всего надо выбрать цветовую гамму будущей композиции: теплую (желто-красную) или прохладную (сине-зеленую). Желтый цвет и его оттенки (лимонный, золотой, медный, соломенный) вызывают ощущение тепла и света. Сажая растения желтого цвета на солнце, выбирайте оттенки с медным отливом, а цветы приглушенных оттенков расположите в полутени или тени. Пестролистные травы с золотистыми краями внесут умеренную яркость в любую композицию. Удачно сочетание растений с ярко-желтой листвой и оранжевыми цветками, а приглушенная желтая листва создает яркий контраст с пурпурнолистными травами. Многолетники с цветками желтых окрасок (манжетка, вербейник, солидаго, коровяк, бузульник, кореопсис, энотера, тысячелистник, гелениум) обычно служат доминантой композиции, притягивая к себе взгляд. Поэтому цветы неярких бледных оттенков теряются на их фоне, и такие комбинации невыразительны. Напротив, для цветов ярких окрасок желто-зеленые тона являются хорошим фоном. Сочетание желтых и красных цветов создает динамичный эффект: растения желтых оттенков делают красные растения еще ярче.

Красный цвет возбуждает и поднимает настроение, ускоряя ритм дыхания и повышая кровяное давление. Лихнис, монарда, люпин, гвоздика, гравилат, флокс, астильба, лилейник, мак восточный имеют цветки различных оттенков красного цвета (алые, пунцовые, малиновые, бордовые и красно-коричневые). Они выделяются на переднем плане, имея интенсивное воздействие на наблюдателя. Поэтому создавать большие красные цветочные пятна в саду нежелательно — они будут вызывать чувство агрессии. Прекрасным фоном для красных растений является зеленый газон, на темном фоне они оптически отдаляются и бледнеют, на белом — приближаются к наблюдателю.

При создании монохромного «красного цветника» с использованием оттенков (от розового до пурпурного) следует избегать сочетаний красно-оранжевых оттенков с холодными оттенками, а также алых — с бледно-красными. В качестве фона лучше использовать пурпурную листву и акценты из растений чистого красного цвета. Гармоничны сочетания красных с белыми, золотистыми, синими и желто-зелеными растениями. Однако, чтобы уравновесить красный цвет, растений холодных тонов в цветнике должно быть высажено значительно больше. Красно-коричневые и темно-красные тона — хороший фон для лимонно-желтых растений. Пурпурная листва снижает яркость красных цветов.

Оранжевый цвет тонизирует и действует возбуждающе, создавая жизнерадостное и бодрое настроение. Цветы терракотового, кораллового, абрикосового, персикового оттенков заметны издалека. Гравилат, гелениум, хризантема, лилии, лилейник, высаженные на заднем плане цветника, придадут ему объемность. При ярком солнечном освещении они выдвигаются на первый план. Белые и желтовато-зеленые тона ослабляют интенсивность оранжевого цвета. Бледно-желтый тон можно комбинировать с нежными абрикосовым и персиковым оттенками.

Цветы теплой группы — яркие и броские, поэтому композиции из них подойдут для создания весеннего или осеннего цветника, так как создают ощущение присутствия солнца даже в пасмурный день. Если же их дополнить растениями холодных (синих и фиолетовых) тонов, то можно получить насыщенные, контрастные композиции. Зеленый, синий, фиолетовый и их оттенки — это пассивные и холодные цвета.

Зеленый цвет — основной тон садового дизайна, он успокаивает, снижает давление и повышает работоспособность. В сочетании с теплыми тонами зеленый отходит на второй план, поэтому на зеленом фоне хорошо выделяются желтые и красные цветы. Напротив, синие и фиолетовые тона, гармонируя с зеленым цветом, выдвигают его на передний план. Зеленовато-синие листья выглядят темными, будто в тени, поэтому хорошо сочетаются с серебристой листвой и голубыми цветками. Желтовато-зеленые листья выглядят светлыми и блестящими и гармонируют с цветками абрикосового или розовато-лилового цвета, а с голубыми и желтыми — контрастируют.

Синий цвет — тяжелый и строгий, способствует затормаживанию физиологических функций. Однако сочетание его оттенков (цвет морской волны, кобальт, васильковый, бирюзовый) дает возможность создания гармоничных композиций. Многолетники с синими цветками: колокольчик, василек, синюха, синеголовник, люпин, ирис, дельфиниум, бруннера сливаются вдали, поэтому смотреть на них лучше с близкого расстояния. Синий цвет гармонирует с красно-оранжевым и желтовато-зеленым оттенками, но растения синих тонов в таких композициях должны применяться большими пятнами. Растения оранжевого цвета хорошо сочетаются с синими и сине-зелеными тонами, а растения синих оттенков ярче выделяются в контрастных композициях при соседстве с желтыми и белыми цветами. Сочетания синих цветов с фиолетовыми и темно-красными выглядят мрачно и для их оживления можно включить в композицию растения светлых тонов (розовые, кремовые, белые).

Фиолетовый — торжественный цвет и, соединяя эффект красного и синего, при заполнении больших поверхностей может угнетающе действовать на нервную систему. Ирис, водосбор, аконит, дельфиниум, клематис, колокольчик, скабиоза, люпин, флокс могут иметь сиреневый, темно-лиловый, пурпурный, розовато-сиреневый и другие оттенки. Контрастная композиция получится при сочетании фиолетовых и желтых цветов, а в комбинации с оранжевыми фиолетовые цветы должны быть светлого оттенка. Ярко-красные цветы зрительно приближают фиолетовые и придают им теплый оттенок. Сочетания фиолетовых цветов с темно-синими и темно-красными тонами производят унылое впечатление. Напротив, в сочетании с серебристой листвой темно-фиолетовые цветы создают изумительную прохладную композицию. Пастельная композиция получится при сочетании фиолетового и голубого цветов, в которую можно добавить розовые и розовато-сиреневые оттенки.

В заключение хочется заметить, что для создания настоящего художественного сада нельзя хаотично высаживать единичные экземпляры тех или иных растений, а необходимо создавать из них цветовые пятна.