наверх

Сад у дороги

Александр Дементьев,
кандидат биологических наук, член Шведской ассоциации экологов, президент Центра сохранения природного и культурного наследия Северо-запада, Санкт-Петербург
Екатерина Буланина ,
биолог, Санкт-Петербург

Жизнь у дороги

Бывает так, что дачный участок расположен вблизи автомобильной или железнодорожной магистрали. Видимые, а подчас невидимые, с запахом и без, громкие и неслышные – но всегда чрезвычайно вредные для организма факторы агрессивного воздействия влияют на здоровье жителей. Чаще всего страдают достаточно обеспеченные владельцы пригородных коттеджей, решившие всей семьей жить «на свежем воздухе», совмещая загородную жизнь с относительной близостью к месту работы. Причем больше всего достается неработающим членам семьи и детям, которые стараются много времени проводить на «улице», находясь в полной уверенности, что ведут полезный образ жизни.

ДОРОГА ДОРОГЕ РОЗНЬ

Автомобильная дорога

Практически каждый участок хотя бы одной своей стороной выходит на дорогу. Да этого и не избежать – ведь к участку должен быть подъезд. Из всех видов транспорта наибольший вред окружающей территории наносят автомобили. Важно, какая дорога проходит вдоль земельного надела,  – ведь дорога дороге рознь.

  • Внутрипоселковая, местная дорога: немного пыльно, шумно и грязно, но в целом опасность загрязнения невелика.
  • Вдоль дороги с умеренным движением (а к ним относятся и главные дороги крупных садовых товариществ) в полосе шириной 30–100 м загрязнение почвы свинцом и кадмием может быть в 2–5 раз выше допустимого уровня.
  • Если участок выходит на крупную магистраль с плотным движением транспорта, это уже проблема. Постоянный мощный шумовой фон, вибрация, выхлопные газы, пыль... Неудивительно, что все чаще и чаще приходится замечать на деревьях и кустарниках пятнистые или почерневшие листья, обрезать в саду неожиданно усохшие ветви, иногда и целиком удалять поврежденные растения.
  • Главные компоненты автомобильного выхлопа: окись углерода, окислы серы, азота, углеводороды, альдегиды, кислоты, соединения углерода, свинца и других тяжелых металлов, азота, а также пыль, сажа, различные органические соединения – всего около 200 соединений.
  • Наиболее опасны для человека и растений восемь элементов: мышьяк, ртуть, стронций, кобальт, свинец, кадмий, цинк, медь.
  • Коварство тяжелых металлов состоит в том, что они способны незаметно накапливаться в организме человека. Одни тяжелые металлы вызывают заболевания зубов и опорно-двигательного аппарата, другие – возникновение злокачественных опухолей, третьи – заболевания кожи, легких, сердца.
  • Наиболее опасно загрязнение свинцом, его соединения используются в качестве добавок к бензину. Свинец – один из наиболее токсичных металлов, включенных ООН в списки главных загрязнителей окружающей среды. При отравлении свинцом особенно поражаются нервная система, желудочно-кишечный тракт и кроветворные органы.
  • Больше всего свинца в почве обнаруживается рядом с оживленной трассой. По мере удаленности от автодороги концентрация его заметно уменьшается, но все же долго остается высокой. Это связано с тем, что крупные частицы свинца оседают вблизи дороги (на полосе шириной около 50 м), а более мелкие частицы переносятся ветром на большие расстояния.
  • Опасность от выхлопов возрастает с увеличением интенсивности движения машин, особенно тяжелых грузовых автомобилей.
  • Само асфальтовое дорожное покрытие тоже оказывает вредное воздействие на здоровье, в его состав входят и некоторые тяжелые металлы, и нефтепродукты. То, как в жару над асфальтированной дорогой «плавится» воздух, видели, наверное, все. При нагревании от трения колес или просто от солнца вредные вещества испаряются и попадают в дыхательные пути, в почву и воду.

Железная дорога

Железнодорожный транспорт потребляет большое количество различных видов топлива (угля, газа, дизельного топлива, бензина и др.), поэтому рядом со станциями и узлами железных дорог загрязнения превышают допустимые нормы. В состав выбросов входят углеводороды, нефтепродукты, окислы серы и наиболее опасные тяжелые металлы: свинец, кадмий, медь, никель, цинк, хром, марганец.

  • Загрязнение больше всего там, где эксплуатируются тепловозы. О присутствии в воздухе токсичных веществ свидетельствует характерный кислый запах, который мы ощущаем на ж/д станциях и вокзалах.
  • Прилегающая к железной дороге территория загрязняется металлической пылью от стирания чугунных тормозных колодок.
  • При промышленных перевозках разносятся угольная и рудная пыль, соль, нефтепродукты, их сдувает ветром, иногда происходит утечка из вагонов и цистерн.
  • Вблизи ж/д полотна земля зачастую бактериально заражена – ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 кубометров сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора.
  • Искры от локомотивов, котлов отопления вагонов могут стать причиной пожаров.
  • Существует опасность загрязнения электромагнитными излучениями. Если электрические поля почти полностью блокируются естественными преградами (рельефом местности, деревьями, постройками), то магнитные поля способны проникать через них.
  • Ж/д транспорт характеризуется высоким уровнем шума, причем основной источник – удары вагонов при движении на стыках и неровностях рельсов. Эти звуки распространяются на несколько километров от железной дороги.
Под подвалом (тексты и баннеры): 

Загрязнения и растения

«Копилка садовых советов»,
проект «Сады Северо-Запада»

Дорога крайне негативно влияет на посадки, находящиеся по ее обочинам. Они первыми принимают «удар» автотранспорта по окружающей среде. Находясь под воздействием неблагоприятных факторов, растения накапливают в тканях токсичные вещества. Если их количество превышает определенный уровень, растения заболевают и могут погибнуть.

  • При сплошном покрытии пылью листья не могут испарять воду, растения погибают.
  • Соли тяжелых металлов, оседая на листьях, угнетают растения. Под их влиянием увеличивается плотность листьев, их опушенность, развиваются хлороз и некроз, деформация – «смятые листья», листва рано опадает. Появляются признаки мутаций: уродливые двойные почки, изменение форм листьев, цветов, плодов.
  • Сернистый газ из бензиновых выхлопов, попадая в клеточный сок, образует в нем сильные кислоты, которые отравляют растения. У деревьев и кустарников замедляется рост, скручиваются листья, в них появляются мелкие дырочки.
  • Загрязнение медью сказывается на росте растений, цинком – приводит к хлорозу и отмиранию листьев, кобальтом – к уродливому развитию.
  • Свинец вызывает появление темно-зеленых листьев, скручивание старых листьев.
  • Подавляется рост побегов на стороне, обращенной к источнику загрязнения, что приводит к образованию асимметричной кроны.
  • У плодово-ягодных пород страдает урожайность, не говоря уже о качестве плодов.
  • Здоровые деревья умеют защитить себя от вредителей. Однако под влиянием загрязненного воздуха снижается жизнеспособность деревьев, они не могут противостоять своим врагам. Ослабленные ветви и стволы легко ломаются под тяжестью снега и порывами ветра.
  • Деревья обычно умирают медленно. Внимательно присмотревшись, можно достаточно рано поставить диагноз. Обычно хвоя елей и пихт не опадает 7–10 лет, у больных же деревьев, ближе к стволу, она начинает постепенно осыпаться, и крона становится все более прозрачной. Больные лиственные деревья также теряют листву, у них часто расслаивается кора.
  • Вблизи оживленных трасс иногда можно видеть странную форму у веток придорожных деревьев – беспорядочные скопления мелких побегов, похожие на густые метлы. Их так и называют – «ведьмины метлы». Чаще всего уродливые разрастания появляются на кленах и березах.
  • Автомобильные выхлопы губительны для большинства хвойных деревьев. У них буреет и осыпается хвоя, редеют кроны и засыхают верхушки.
  • В зоне, непосредственно примыкающей к дороге, не выживут ель канадская, большинство видов сосен и можжевельников, пихта сибирская.
  • У тополя пирамидального при сильном загрязнении засыхают верхушки и ослабляется рост.
  • Разнотравье более чувствительно к загрязнению, чем злаки. Поэтому если на участке растет трава и мало полевых цветов, скорее всего, земля поражена.
  • Чрезвычайно чувствительна к выхлопным газам традесканция. Окраска ее тычинок меняется с синей на розовую при увеличении загрязнения воздуха.

Глава из книги "САД У ДОРОГИ. КОПИЛКА САДОВЫХ СОВЕТОВ",
издательство "Русская коллекция"

Openstat