НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ

Марина Важова,
главный редактор проекта «Сады Северо-запада», Санкт-Петербург

НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ

Недалеко от заповедника Пушкинские горы по дороге на Ново­ржев находится деревня Алтун. До революции это было поместье графа Львова, и называлось оно Альтона. Был там настоящий замок с башней-обсерваторией и оранжереей, где растили дыни и виноград. А еще там были винокуренный завод и склад из цветного камня с большими врытыми в землю каменными чашами. До сих пор сохранились хозяйственные постройки, правда они теперь совсем заброшены. Зато прямо перед домом остроугольный каретный двор, а в трехстах метрах красивое небольшое озеро с многочисленными ключами, два парка с радиальной системой аллей и пруд, выкопанный в форме Южной и Северной Америк с античной статуей на перешейке. Но пришли красные, и граф уехал за границу. Потом пришли немцы. Уходя, они взорвали замок. Наступил долгий период битв за урожай, и в каменных чашах хранили удобрения, а потом грянула перестройка.

Ах, простите, ведь я собиралась рассказать про свой сад. Вернее, я хотела рассказать про свою вторую жизнь — про свою летнюю жизнь, которая так же разительно отличается от зимней, как лето от зимы. Моя летняя жизнь начинается в апреле, и тогда население Алтуна увеличивается на одного человека, то есть на меня. Ах, как же она хороша, эта летняя жизнь! Это зелень, это цветы, это любимые розы, это ежедневные преображения моего чудесного сада. Матильда, хоть и старушка, но тоже любит летнюю жизнь. Она сразу же по-хозяйски начинает совершать постоянные обходы, занимая самые выгодные и приятные места в саду. А первые огурчики из ампельного кубика! А бесконечные сборы то малины, то вишни, то ремонтантной земляники. А вкуснейшие во всем мире помидоры! А картошечка, да еще разных сортов, да еще с грибочками!

Даже поздно осенью, даже в предзимье летняя жизнь не отпускает, одаривая последними, и от этого еще более ценными подарками. Зимняя жизнь всегда приходит в октябре, и хотя она навязывает по‑городскому деловой темп, все же летняя жизнь не исчезает совсем. Она как подводная речка течет где‑то внизу параллельным руслом, напоминая о том, что было, и предвосхищая то, что будет.

А будет то, что однажды утром я проснусь, вернее, еще во сне начну перебирать вчерашние заботы: «…попросить редактора проверить готовую верстку, просмотреть квартальные отчеты…», открою глаза и увижу за окном арочное окно каретного двора с темными прошлогодними зарослями хмеля. Господи, слава тебе, Господи, я — в Алтуне! Не могу поверить, что чудо опять свершилось. И вот, в халате и калошах на меху я, как зачарованная, «не емши, не пимши», брожу по дорожкам своей летней жизни; глазами, носом, ушами стараюсь поймать неоспоримые доказательства ее присутствия. Вот на старом дубе у колодца сидит скворец, в клюве — какие‑то кружева, наверно, мох. Под яблоней крокусы и сциллы проклюнулись, такие нарядные! Рыжий Лачик внимательно смотрит на меня и улыбается с высунутым языком: знает, хитрец, что в халате я с ним гулять не пойду, а вдруг? У прудика голуби — не буду подходить, пусть попьют. Темные стволы старых лип, яблони с обвисшими от прошлогоднего урожая ветками, непроходимые заросли сирени образуют законченный графический пейзаж. У бани — второй дуб, вернее дубиха, уже немолодая, лет под триста, но крепкая и урожайная. В иные годы земля под ней покрыта желудями, как настом. А вот и бесценный запас: хранилище известняковых плит, обнаруженных прошлым летом совершенно случайно посреди заросшего высокой травой поля, в яме, некогда бывшей погребом. Плитами были обшиты его стены и выложен пол, большая часть из них давно обвалилась. Раз пять наш «УАЗик» с прицепом делал ходки, пока не привез это сокровище. Скоро из плиток будет выложена дорожка, и получат они вторую жизнь. Высокий, заросший травой и кустами старый фундамент бывшей людской тоже ждет своего часа. Пока не знаю, во что он превратится: может быть, в грот для уединения, может, станет основой для теплицы или питомничка. Ничего, сто лет стоял, пусть еще постоит.

Внутренне ликуя и не разбирая дороги, кругами хожу по саду, гляжу и не могу наглядеться. В конце концов, встречаюсь с Генкой, который ищет меня, уже два раза все обошел и хочет чаю, потому как встал рано, до рассвета, и колол дрова, но видел, что расцвел волчник, а по листьям примул ползают дурковатые после зимы пчелы. Мы идем в дом, пьем чай, и солнце светит во все окна, и впереди такая долгая летняя жизнь, наполненная чудесными заботами, самыми радостными на свете, которые и заботами‑то не назовешь, а назовешь просто счастьем.

 

Под подвалом (тексты и баннеры): 

Юрий Марковский,
ландшафтный дизайнер и садовод с 33-летним стажем работы в Ботаническом саду РАН в Санкт-Петербурге, автор популярных книг, журнальных статей и лекций, посвященных садоводству. Автор книги «Создаём дачный сад с Юрием Марковским».

САДО-МАЗОХИЗМ

Заболевание, распространенное исключительно среди садоводов

Симптомы и течение болезни.

Садо-мазохизм – неизлечимое заболевание, при котором тяжкий труд по созданию сада, а также связанные с ним боль и страдания доставляют неизъяснимое наслаждение и удовлетворение.

Для начала следует уточнить, что этим недугом может заболеть каждый владелец дачного участка, чувствующий тяготение ко всему прекрасному, созданному природой. Первыми признаками считаются зимняя хандра и следующее за ней весеннее возбуждение, которое приводит к неуместным вздохам и восклицаниям по поводу распускающихся почек и выползающих из земли хилых ростков.

В запущенных случаях «сезонное обострение» порождает манию приобретения, при которой садоводы начинают скупать в магазинах всё, что им кажется необходимым для сада: совочки, лопатки, семена и корни всех разновидностей. Такая невоздержанность весьма опасна и ведёт к совершенно неуместным и бессмысленным эмоциональным и материальным затратам. Большая часть этих садовых покупок окажется ненужной или излишней. Как правило, места для новых приобретений в саду отсутствуют, отчего он бессистемно захламляется многочисленными клумбами и грядками.

Еще хуже, если перенасыщение сада растениями ведёт к постоянным пересадкам и перепланировкам – это тупиковая ветвь дизайна, способная привести к хронической стадии течения болезни. Куда разумнее распланировать сад заранее в соответствии с его рельефом, условиями и архитектурой дома, подобрать неприхотливые растения. Но больные садоводы понять этого уже не способны и вновь с азартом «наступают на грабли» своего увлечения. 

К счастью, лишь в редких случаях болезнь передаётся по наследству. Как правило, дети, насмотревшись на дачные страдания родителей, приобретают стойкий иммунитет, и никогда не становятся продолжателями садовых династий.

Способы заражения.

Одним из источников распространения болезни становятся друзья семьи и соседи по даче. Их рассказы о личных достижениях в садоводстве способны привести трезвых и разумных людей в состояние патологической зависти и спровоцировать первые попытки самостоятельного выращивания.

Чрезвычайно опасны книги и журналы по садоводству. Они вызывают нездоровое нервное возбуждение от ярких фотографий цветочков и садовых композиций. Глядя на эти, как правило, заграничные шедевры, неискушенные граждане становятся невольными жертвами эмоций, что неминуемо приводит к усилению пагубного процесса. Более того, эти вредоносные издания инфицируют несчастных вирусом садового дизайна, который побуждает к клонированию чуждых для русского сада  идей и переселению растений на участки, вовсе не несоответствующие их природным потребностям.

В последнее время немалый вклад в массовое распространение заболевания (как правило, с самыми плачевными последствиями) вносит Интернет. Бесчисленные садоводческие сайты буквально затягивают истекающих слюнями жертв в паутину этого добровольного недуга. Огромный вред наносит болящим многократный показ одних и тех же одурманивающих сюжетов, а также гипнотические повторы особо опасных слов, а подчас и целых фраз.

Но главным источником заражения несомненно становятся выставки и распродажи растений. Посещать их нормальным гражданам категорически запрещено, поскольку доказано, что в окружении больных синдром «стихийных покупок» распространяется молниеносно! Проверено опытом – никто не может удержаться от искушения приобрести какой-нибудь цветочек или корешок, стоит только кому-то начать.

Чаще всего перечисленные опасности нападают на неискушенного садовода одновременно, а последствия всегда одинаковы - вовлечение в круговорот садоводства. Нередко это приводит  к ЦВЕТОЗАВИСИМОСТИ - яркому признаку хронической стадии.

Хроническая форма заболевания. Самая опасная, практически неизлечимая стадия, переход в которую почти незаметен и трудно отличим от обычного азартного увлечения садоводством. Страдают им независимо от половой и возрастной принадлежности, но чаще всего мужчины в «полном расцвете сил». Главным симптомом становится МАНИАКАЛЬНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ. В редких случаях предметом вожделения бывает какая-либо одна садовая культура или определенная группа растений. Чаще всего коллекционирование становится всеобъемлющим. Все душевные порывы и деньги больные направляют на добычу растений, а все силы на создание для них наилучших условий жизни. На алтарь увлечения могут быть возложены не только финансы, но даже (о, ужас!) благополучие семьи. Независимо от результатов и, невзирая на тяжкий, порой нечеловеческий труд, этот процесс приносит одурманенному коллекционированием несказанное наслаждение. Никакие трудности и преграды не способны остановить безумцев, а их изворотливость при попытке оказания им необходимой помощи явно указывает на предшествующие рецидивы.

Для достижения своей цели болящие идут на крайние меры: вымаливают у счастливых обладателей садовых редкостей семена или бросовые части растения, а порой решаются на откровенное воровство: тайное отщипывание кусочков вожделенных побегов. Оправданием неконтролируемых импульсов служит поверье, что только украденное растение способно хорошо прижиться на новом месте. 

Методы лечения.

Как правило, они малоэффективны и не зависят от возраста, пола и социального положения владельцев сада. Несмотря на все усилия друзей и родных, рецидивы неизбежны. Есть только два более-менее действенных метода:

Кражи. Профилактический и не вполне надежный способ лечения, который в некоторых случаях помогает отвратить от приобретения новых растений. Лечебный эффект объясняется сильным переживанием, связанным с исчезновением садовых любимцев, попавших в чужие руки, и как следствие - апатия и непреодолимое отвращение ко всякого рода садоводческой деятельности.  Этот своеобразный метод пригоден для легких, начальных стадий заболевания.

Гибель растений. Долгий, мучительный, но вполне эффектный метод лечения, основанный на агротехнической необразованности болящего. Приводит к неврозам, отчаянию и нежеланию заниматься садоводством в дальнейшем. Почти как в старинном романсе: «У меня не живут цветы. Красотой их на миг я обманут. Постоят день-другой и завянут. У меня не живут цветы».

Обращение к счастливоболящим

Создавая свой сад, в первую очередь следует уяснить, что дачный участок - не клочок земли, отданный вам на истязание, а полотно, предназначенное для создания художественного шедевра – ни больше и ни меньше! И пусть вначале это будут робкие, неумелые штрихи на холсте природы, затем, с появлением опыта, возникнут смелые, яркие мазки. Постепенно картина станет все более завершенной, и перед Вами предстанет ваш собственный сад – живое чудо, созданное из огромного труда и любви. Давайте вместе окунёмся в этот омут и вместе насладимся этим мучительно сладостным трудом – созданием САДА СВОЕЙ МЕЧТЫ!