Сад для всей семьи

Семья Серёгиных,
садоводы-любители, Санкт-Петербург

Сад для всей семьи

Прогулка по саду семьи Серегиных

Наш сад в Стрельне закладывался в начале 50‑х годов прошлого века. Семья была многодетная, и надо было, прежде всего, выращивать плодовые деревья, овощи, ягоды. В старом доме выросли три поколения нашей семьи. И если дом, изрядно постаревший, но неизменно любимый и родной, только начинает перестраиваться, то сад уже преобразился до неузнаваемости.

Обычно люди сначала строят жилье, а потом занимаются земельным простором. Но наша семья решила иначе. Мы начали с переустройства сада. Во-первых, это не требовало больших денежных вложений, так как изначально мы решили все возможное делать сами. Во-вторых, пока ребятишки были маленькими, а кто-то еще только готовился появиться на свет, мы отказались от применения вредных для них строительных материалов — цемента, лаков, красок. В третьих, дети должны были побольше гулять, и мы совместили это с обработкой земли и выращиванием всякой полезной вкуснятины. А когда младшее поколение подросло, занялись переделкой сада по своему вкусу. Это очень удачно совпало с работами по прокладке зимнего водопровода в доме, канализации и дренажных систем участка.

Таким образом, в течение нескольких лет оказался перелопачен весь сад, а некоторым зонам «повезло» не единожды. Но главное, что в каждом кусочке чувствовалось, что это наше, родное. Так появилась небольшая обшитая вагонкой беседочка на ленточном фундаменте, с двумя высокими окнами, открытая на солнечную сторону. Получился уютный, непродуваемый и к тому же электрифицированный детский домик. Ребята наши не вылезали из него целыми днями, радовало, что даже в ливни они были на воздухе. Площадку у беседки замостили бетонными плитками и «воздвигли» на ней каменный стол с мозаикой и деревянные лавочки. Это местечко для посиделок, чаепитий и творчества стало очень востребовано и детворой, и старшим поколением.

Вокруг дома мы с ребятами сделали газон. Очищая под него территорию, корчевали старые вымерзшие яблони, больные сливы, разбирали сгнившие теплицы и строительный мусор. Труд шел на пользу всем, особенно детям, сад становился прекрасным. Взамен удаленных плодовых деревьев мы покупали и сажали уже наши семейные яблони, вишни и груши. Но сохранили и очень бережем здоровые 50‑летние дедушкины яблони, и сейчас дающие обильнейшие урожаи. В их тени мы поместили гамак. Отдыхаем в нем, и у нас рождаются новые идеи по благоустройству сада.

Одна из них — грибная полянка с корзинкой для цветов. Когда-то на их месте была куча торфа и старые-престарые чубушники. Один из них мы сохранили на добрую память и многочисленными отводками развели от него молодое поколение. По сей день полянка притягивает внимание окружающих и вызывает добрую улыбку. Приятно, что наш труд и воплощенные идеи вызывают у незнакомых людей добрые чувства. На конкурсе «Позавидуй, сосед», проводимом журналом «Флора» в 2006 году, за грибную полянку мы получили главный приз. Так в историю нашего сада была вписана первая победа — «За великолепно выполненную идею в ландшафтном дизайне», а в сад удачно вписалась скамейка с перголой — наш приз.

Со временем была наведена красота при входе в дом, а на месте гаража родилась скромная альпийская горочка с прудиком и фонтанчиком. Прежде чем приступить к работам по устройству дренажа, прокладке электропроводки в земле, установке формы для пруда, подключению фонтана с подсветкой и правильной посадке альпийцев, мы перечитали гору литературы, а поэтому не споткнулись ни на одном этапе. Чтобы скрыть неприглядную ветхость дома, все его стены увили девичьим виноградом, который не только украсил дом, но и предохранял стены и фундамент от промерзания зимой.

А в глубине сада появилось альпийское плато — создание менее трудоемкое, чем горка, и весьма оригинальное. Здесь разместились карликовые кустарники, почвопокровные и мелколуковичные, все прекрасно зимующие, в отличие от промерзающей альпийской горки.

Оглядываешься назад и удивляешься, как много всего успели мы сделать: террасирование склона и гравийные дорожки, подпорные каменные стенки и миксбордеры, которые весной утопают в цветении луковичных. А как хороши изумрудные газоны с яблонями, хвойными и кустарниками! Они служат отличным фоном рододендронам, плетистым розам, цветущим до заморозков клематисам.

Не хватало, пожалуй, только чувства полета, возможности оторваться от земли. Поэтому мы приступили к постройке качелей для всех — детей и взрослых. Качели стоят на горке, поэтому, когда взмываешь вверх, кажется, что летишь в небо. Украсили площадку рядом с качелями фонарями для ночной подсветки, подсадили две колонновидные туи. А когда виноград увил качели, получился некий туннель, из которого вылетали на качелях будто в бесконечность.

При создании садовых аксессуаров мы активно используем мозаичную плитку и зеркала: у фонтанчика засверкала рыба, на альпийском плато — черепашка, гигантская стрекоза, бабочки, божья коровка, грибочки под соснами. А для белоснежной морозной зимы создан зеркальный снеговик-снегобой на лыжах. От зимнего солнышка или вечерних фонариков всюду весело отражаются зеркальные зайчики. Воплощенные идеи с мозаикой в саду были отмечены и на конкурсе «Русский сад», проводимом московским журналом «Сад своими руками» в 2006 году. Наш участок вошел в тридцатку лучших садов, а коллекция пополнилась современным скворечником.

Мы осознаем, что, возможно, в чем-то нарушаем правила и понятия, принятые в ландшафтном дизайне, но то, что мы делаем на земле, приносит удовольствие нам и не мешает окружающим. И, пожалуй, верно сказано, что каждый человек находит свою благодать и по возможности создает ее сам. Это прекрасно, когда человека окружает живая красота, побуждая в нем желание преумножать ее и делится с другими. Не сомневаемся, что историю нашего дома и сада дети продолжат достойно!

 

Под подвалом (тексты и баннеры): 

Лидия Макарова

ландшафтный дизайнер, член Королевского садового общества Великобритании

Цветовая гамма сада

Для создания декоративных растительных композиций надо учитывать законы цветовой гармонии. Цвет воздействует на человека сильнее, чем звук, запах и вкус, и поэтому является важнейшим средством художественной выразительности. Прежде всего надо выбрать цветовую гамму будущей композиции: теплую (желто-красную) или прохладную (сине-зеленую). Желтый цвет и его оттенки (лимонный, золотой, медный, соломенный) вызывают ощущение тепла и света. Сажая растения желтого цвета на солнце, выбирайте оттенки с медным отливом, а цветы приглушенных оттенков расположите в полутени или тени. Пестролистные травы с золотистыми краями внесут умеренную яркость в любую композицию. Удачно сочетание растений с ярко-желтой листвой и оранжевыми цветками, а приглушенная желтая листва создает яркий контраст с пурпурнолистными травами. Многолетники с цветками желтых окрасок (манжетка, вербейник, солидаго, коровяк, бузульник, кореопсис, энотера, тысячелистник, гелениум) обычно служат доминантой композиции, притягивая к себе взгляд. Поэтому цветы неярких бледных оттенков теряются на их фоне, и такие комбинации невыразительны. Напротив, для цветов ярких окрасок желто-зеленые тона являются хорошим фоном. Сочетание желтых и красных цветов создает динамичный эффект: растения желтых оттенков делают красные растения еще ярче.

Красный цвет возбуждает и поднимает настроение, ускоряя ритм дыхания и повышая кровяное давление. Лихнис, монарда, люпин, гвоздика, гравилат, флокс, астильба, лилейник, мак восточный имеют цветки различных оттенков красного цвета (алые, пунцовые, малиновые, бордовые и красно-коричневые). Они выделяются на переднем плане, имея интенсивное воздействие на наблюдателя. Поэтому создавать большие красные цветочные пятна в саду нежелательно — они будут вызывать чувство агрессии. Прекрасным фоном для красных растений является зеленый газон, на темном фоне они оптически отдаляются и бледнеют, на белом — приближаются к наблюдателю.

При создании монохромного «красного цветника» с использованием оттенков (от розового до пурпурного) следует избегать сочетаний красно-оранжевых оттенков с холодными оттенками, а также алых — с бледно-красными. В качестве фона лучше использовать пурпурную листву и акценты из растений чистого красного цвета. Гармоничны сочетания красных с белыми, золотистыми, синими и желто-зелеными растениями. Однако, чтобы уравновесить красный цвет, растений холодных тонов в цветнике должно быть высажено значительно больше. Красно-коричневые и темно-красные тона — хороший фон для лимонно-желтых растений. Пурпурная листва снижает яркость красных цветов.

Оранжевый цвет тонизирует и действует возбуждающе, создавая жизнерадостное и бодрое настроение. Цветы терракотового, кораллового, абрикосового, персикового оттенков заметны издалека. Гравилат, гелениум, хризантема, лилии, лилейник, высаженные на заднем плане цветника, придадут ему объемность. При ярком солнечном освещении они выдвигаются на первый план. Белые и желтовато-зеленые тона ослабляют интенсивность оранжевого цвета. Бледно-желтый тон можно комбинировать с нежными абрикосовым и персиковым оттенками.

Цветы теплой группы — яркие и броские, поэтому композиции из них подойдут для создания весеннего или осеннего цветника, так как создают ощущение присутствия солнца даже в пасмурный день. Если же их дополнить растениями холодных (синих и фиолетовых) тонов, то можно получить насыщенные, контрастные композиции. Зеленый, синий, фиолетовый и их оттенки — это пассивные и холодные цвета.

Зеленый цвет — основной тон садового дизайна, он успокаивает, снижает давление и повышает работоспособность. В сочетании с теплыми тонами зеленый отходит на второй план, поэтому на зеленом фоне хорошо выделяются желтые и красные цветы. Напротив, синие и фиолетовые тона, гармонируя с зеленым цветом, выдвигают его на передний план. Зеленовато-синие листья выглядят темными, будто в тени, поэтому хорошо сочетаются с серебристой листвой и голубыми цветками. Желтовато-зеленые листья выглядят светлыми и блестящими и гармонируют с цветками абрикосового или розовато-лилового цвета, а с голубыми и желтыми — контрастируют.

Синий цвет — тяжелый и строгий, способствует затормаживанию физиологических функций. Однако сочетание его оттенков (цвет морской волны, кобальт, васильковый, бирюзовый) дает возможность создания гармоничных композиций. Многолетники с синими цветками: колокольчик, василек, синюха, синеголовник, люпин, ирис, дельфиниум, бруннера сливаются вдали, поэтому смотреть на них лучше с близкого расстояния. Синий цвет гармонирует с красно-оранжевым и желтовато-зеленым оттенками, но растения синих тонов в таких композициях должны применяться большими пятнами. Растения оранжевого цвета хорошо сочетаются с синими и сине-зелеными тонами, а растения синих оттенков ярче выделяются в контрастных композициях при соседстве с желтыми и белыми цветами. Сочетания синих цветов с фиолетовыми и темно-красными выглядят мрачно и для их оживления можно включить в композицию растения светлых тонов (розовые, кремовые, белые).

Фиолетовый — торжественный цвет и, соединяя эффект красного и синего, при заполнении больших поверхностей может угнетающе действовать на нервную систему. Ирис, водосбор, аконит, дельфиниум, клематис, колокольчик, скабиоза, люпин, флокс могут иметь сиреневый, темно-лиловый, пурпурный, розовато-сиреневый и другие оттенки. Контрастная композиция получится при сочетании фиолетовых и желтых цветов, а в комбинации с оранжевыми фиолетовые цветы должны быть светлого оттенка. Ярко-красные цветы зрительно приближают фиолетовые и придают им теплый оттенок. Сочетания фиолетовых цветов с темно-синими и темно-красными тонами производят унылое впечатление. Напротив, в сочетании с серебристой листвой темно-фиолетовые цветы создают изумительную прохладную композицию. Пастельная композиция получится при сочетании фиолетового и голубого цветов, в которую можно добавить розовые и розовато-сиреневые оттенки.

В заключение хочется заметить, что для создания настоящего художественного сада нельзя хаотично высаживать единичные экземпляры тех или иных растений, а необходимо создавать из них цветовые пятна.