АМФИТЕАТР САДА. Сад Ильи Олейникова

Алексей Волков ,
ландшафтный архитектор, автор и руководитель проекта «Конкурс ландшафтных мастеров», Санкт-Петербург

АМФИТЕАТР САДА

В самом начале работы мне повезло: во-первых, участок был на склоне — сложный, но интересный и перспективный, как почти каждый рельефный участок. Во-вторых, хозяином будущего сада оказался весьма незаурядный и творческий человек — Илья Олейников. Он представлял свой сад как театр, где действие разворачивается по ходу… склона. Сад призван был удивлять своей необычностью и яркостью образов. Утилитарная сторона отодвигалась на второй план, уступая место декоративному решению сада.

Необычный рельеф и выход к живописному круглому пруду делали этот участок уникальным. Правда, пруд с топкими берегами, поросшими камышом и осокой, был отделен от дома отвесным склоном, по которому невозможно было подняться. Работа над проектом потребовала поиска неординарных инженерных решений, а хозяин желал видеть свой участок полностью завершенным уже через год. Год обернулся… тремя, но не спешите обвинять меня в нерасторопности.

Процесс создания сада на склоне увлек не только меня, но и самого хозяина. Мы доводили свое ландшафтное детище до совершенства, шлифуя и оттачивая малейшие детали проекта. В результате получилось целых пять террас, и на каждой — своя ландшафтная композиция с оригинальной концепцией, архитектурой и подбором растений. В итоге, прогулявшись вверх-вниз по саду, человек получает так много свежих впечатлений, что ему кажется, будто он обошел огромный парк. Объединяет весь ландшафтный комплекс обилие замечательных скульптур во всех уголках сада — личная коллекция хозяина! Так что прогулка по саду увлекательна не только для любителей растений, но и для ценителей изобразительного искусства.

Объединяющим композиционным элементом стал и относительно недорогой натуральный материал — известняк, которого довольно много в оформлении участка: им облицованы подпорные стенки, элементы внешней ограды. Как дополнительный материал известняк применялся в оригинальных архитектурных элементах — беседке-барбекю, водном каскаде и перголе, прообразом которой послужили древнегреческие руины. Вообще, обилие светлого камня придало ландшафту некий южный колорит, с той его теплотой, которой так не хватает пейзажам Северной столицы.

Подпорные стенки сложены из белоснежного камня, в трещины которого высажены почвопокровные растения. В зависимости от перепадов высот рельефа мною были использованы подпорные стенки двух типов. Стенка первого типа, пригодная при перепаде высоты от 0,5–1,5 м, изготавливалась из природного камня методом сухой кладки: камни укладываются на подготовленное щебеночное основание друг на друга и скрепляются следующими слоями камней. Промежутки заполняются смесью следующего состава: крупнозернистый песок (можно использовать и гранитный отсев) 7 частей, гравий (гранитный щебень, фракция 5 / 20 мм) 3 части, плодородный грунт 3 части. Подпорная стена имеет уклон, конструкцией предусмотрены «карманы» для высадки неприхотливых растений. Второй тип подпорной стены применялся при перепаде высоты более 1,5 м. Такие стены строились из бетона с применением армирования, а потом применялась облицовка камнем, имитирующая сухую кладку.

Среди посадок есть как вполне традиционные, так и неординарные. Например, необычен вертикальный миксбордер, устроенный на склоне, к которому подведено капельное орошение. В миксбордере плотными массивами высажены травянистые многолетники и древесные растения: спиреи, дерен, пузыреплодниккамнеломка, седум видный, многолетние астры. Замысел дендропроекта заключался в создании крупных однородных цветовых пятен на склоне, который выглядел бы издалека как дорогой ковер.

Еще один оригинальный уголок — миниатюрный болотный садик, расположенный на самой нижней террасе. Вода, собранная на верхних террасах, сбрасывается сюда по дренам, поэтому здесь влажно даже в засушливое лето. Приподнятые деревянные мостки, по периметру огибающие все болотце, позволяют со всех сторон осмотреть композиции из злаков и прибрежных растений. Завершает композицию болотного сада семейство деревянных цапель, выполненных индонезийскими мастерами.

А вот другая терраса и иное решение, подсказанное профессией хозяина сада. Поднимаясь выше по склону, попадаем в Древнюю Элладу. Театральные маски на стенах ночью озаряются таинственным светом, здесь все направлено на воссоздание атмосферы, колорита южных стран. Иллюминация включается вечером, а дожидаться этого момента лучше всего в уютной беседке с уличным камином, где можно принимать гостей или проводить семейные вечера. Устройство освещения и декоративной подсветки стало завершающим этапом создания законченной композиции сада на склоне.

Освещение в саду тогда для меня было новым делом, приходилось экспериментировать, заниматься поиском и расстановкой светильников. Сейчас я уже могу посоветовать с точки зрения практика: освещение надо проектировать в последнюю очередь. Это решается в два этапа: во‑первых, создание общего уровня освещенности, во-вторых, расстановка световых акцентов — выделение светом конкретных элементов ландшафта.

Этот сад еще очень молод, все его лучшие качества раскроются, когда разрастутся и займут положенные объемы кустарники, когда «волны» почвопокровных растений украсят стенки, визуально разбив их монотонность, когда вырастут деревья, а лианы завьют все уготованные для них места. Сад построен, остается наблюдать, как развивается действие этого природного, но срежиссированного тобой спектакля.

 

Под подвалом (тексты и баннеры): 

 

 

СОЗДАНИЕ РЕЛЬЕФА БЕЗ ГЕОПЛАСТИКИ

Из книги " Сад на склоне"
серии "Копилка садовых советов" 

Земляные скульптуры

Земляные скульптуры – прекрасная возможность геопластики на небольших участках, где создание холмов с террасами просто невозможно.

  • Лепная клумба – это приподнятый над землей цветник, состоящий из нескольких холмиков. Такая клумба занимает не меньше 2–4 кв. м.
  • Подготовьте землю. Она обязательно должна быть тяжелой и влажной, но не мокрой. Лучше всего подходит суглинок. Нельзя брать легкую и рыхлую землю, она сразу размоется дождями.
  • Высота холмиков не должна превышать 50–70 см, иначе почва будет быстро пересыхать.
  • Сажайте только ковровые растения, они подчеркнут форму холмов. Посадка должна быть уплотненной, чтобы корни растений хорошо закрепили верхний слой почвы – тогда ее не размоют дожди.
  • Не стоит засевать такую клумбу семенами, лучше использовать рассаду. Семена смываются дождем и поливом, всходы могут быть неравномерными, и корни, необходимые для закрепления грунта, образуются не сразу.
  • По такому же принципу можно создавать скульптуры разных конфигураций. Только перед лепкой более сложной скульптуры обязательно надо наметить все ее очертания колышками разной высоты.
  • Так же делают земляные диваны, кушетки, скамьи, но под них надо заложить прочный фундамент из гравия или строительного мусора, чтобы сооружение не расплывалось после зимы.
  • Все земляные скульптуры надо располагать на равномерно освещенном месте, чтобы растения не вытягивались.
  • Учтите, что все лепные скульптуры очень быстро пересыхают, и тем быстрее, чем резче очертания и выше поднята конструкция над землей.

Утопленный сад

Утопленный сад – традиционно английский элемент оформления, это уютный укромный уголок сада, который расположен ниже основного уровня сада. Заглубив небольшую площадку всего на высоту ступеньки, вы привнесете в сад дополнительное разнообразие: снизу он будет казаться вам приподнятой клумбой.

  • Утопленный сад лучше устраивать на сухих песчаных или каменистых почвах с хорошим естественным дренажем, иначе есть риск оказаться в сырой и холодной яме.
  • Так как площадка опущена по отношению к окружающей поверхности, она защищена от ветра и в ней создается более теплый микроклимат.
  • Форма площадки может быть и круглой.
  • Снимите землю на желаемую глубину. При небольших размерах углубляйтесь меньше, не более чем на 50 см, чтобы не получился колодец.
  • Выройте пробную ямку, чтобы определить уровень залегания в этом месте грунтовых вод.
  • Если утопленный сад находится в низком месте участка или близко грунтовые воды, продумайте дренаж, чтобы не застаивалась вода после дождя или снеготаяния. Есть три пути:
    - выкопать по периметру площадки дренажную канавку с выводом за пределы площадки;
    - сделать саму площадку под небольшим уклоном и в конце уклона – яму-ливневку, засыпанную щебенкой, прикрытую вазонами с растениями. Если в области ямы вода будет стоять постоянно, оформите ее в виде мини-прудика с влаголюбивыми растениями.
    - при высоком стоянии грунтовых вод можно «обхитрить» природу: площадку почти не заглубляйте, но окружите земляными насыпями и подпорными стенками выше основного уровня сада, что придаст утопленному садику глубину. В этом случае не придется думать о дренаже. Грунт для насыпей появится при выкапывании площадки.
  • Борта садика лучше укрепить подпорными стенками – одинаковой или меняющейся высоты. Стенки в виде руин придают романтическое настроение садику. В карманы стенок посадите засухоустойчивые растения, в том числе ароматические, например лаванду или тимьян. Они окажутся примерно на уровне сидящего человека, и значит, аромат будет больше. На солнце приятно пахнут многие хвойные растения.
  • Важно красиво оформить площадку, потому что ее замкнутое пространство заставит взгляд рассматривать детали, не отвлекаясь на окружающий пейзаж.
  • В верхних цветниках хороши любые посадки. Это могут быть стриженые живые изгороди, великолепно выглядят и свешивающиеся над подпорной стенкой кисти почвопокровных роз, подушки гераней и колокольчиков в сочетании с серебристыми полынями, любые ампельные или высокие растения.
  • Утопленный сад хорошо смотрится, выполненный в регулярном стиле. Площадку засыпьте гравием или посейте хороший газон, можно и замостить, тогда подпорные стенки должны быть того же цвета.
  • Сделайте широкие ступени. В центре расположите поилку для птиц, скульптуру или фонтан, а у подпорной стенки – скамью, повторяющую форму стенки.
  • Много растений в таком оформлении неуместно, разве что роза будет обвивать скульптуру.
  • Если утопленный сад занимает большую территорию, то в центре расположите пруд строгой формы с кувшинками.
  • Грамотно расположенный и оформленный утопленный сад создаст ощущение уединенности, станет настоящим тайным кабинетом, в тени – для прохлады, на солнце – для наслаждения запахами трав.

Рельеф и растения

  • Если нет ни желания, ни средств всерьез осваивать геопластику, для придания саду объемности можно использовать растения.
  • Самое простое – подчеркнуть имеющиеся на участке возвышения. Для этого на их склоны высаживают растения округлой или подушковидной формы. Сливаясь с поверхностью, они зрительно увеличивают высоту холмика. На эту роль подойдут туя западная ‘Danica’, кизильник горизонтальный, невысокие сорта многолетней астры. Можно также стричь кустарники с мелкой листвой, придавая им шарообразные формы.
  • Сделайте пару красивых ступеней к чуть заметной впадине своего участка. Посадите по сторонам этой «лестницы» колоннообразные хвойные или установите арку над проходом – этим вы подчеркнете перепад уровней и получите эффект значительного рельефа.
  • В горах дороги прокладывают в виде серпантина. Если же вы проложите извилистую дорожку с частыми поворотами на небольшом холмике, вы получите смотровую горку.
  • Если вы хотите подчеркнуть высоту склона, то наверху посадите деревья пирамидальной и колонновидной формы, а сам склон засадите невысокими кустарниками и почвопокровными растениями.