наверх

АМФИТЕАТР САДА. Сад Ильи Олейникова

Алексей Волков ,
ландшафтный архитектор, автор и руководитель проекта «Конкурс ландшафтных мастеров», Санкт-Петербург

АМФИТЕАТР САДА

В самом начале работы мне повезло: во-первых, участок был на склоне — сложный, но интересный и перспективный, как почти каждый рельефный участок. Во-вторых, хозяином будущего сада оказался весьма незаурядный и творческий человек — Илья Олейников. Он представлял свой сад как театр, где действие разворачивается по ходу… склона. Сад призван был удивлять своей необычностью и яркостью образов. Утилитарная сторона отодвигалась на второй план, уступая место декоративному решению сада.

Необычный рельеф и выход к живописному круглому пруду делали этот участок уникальным. Правда, пруд с топкими берегами, поросшими камышом и осокой, был отделен от дома отвесным склоном, по которому невозможно было подняться. Работа над проектом потребовала поиска неординарных инженерных решений, а хозяин желал видеть свой участок полностью завершенным уже через год. Год обернулся… тремя, но не спешите обвинять меня в нерасторопности.

Процесс создания сада на склоне увлек не только меня, но и самого хозяина. Мы доводили свое ландшафтное детище до совершенства, шлифуя и оттачивая малейшие детали проекта. В результате получилось целых пять террас, и на каждой — своя ландшафтная композиция с оригинальной концепцией, архитектурой и подбором растений. В итоге, прогулявшись вверх-вниз по саду, человек получает так много свежих впечатлений, что ему кажется, будто он обошел огромный парк. Объединяет весь ландшафтный комплекс обилие замечательных скульптур во всех уголках сада — личная коллекция хозяина! Так что прогулка по саду увлекательна не только для любителей растений, но и для ценителей изобразительного искусства.

Объединяющим композиционным элементом стал и относительно недорогой натуральный материал — известняк, которого довольно много в оформлении участка: им облицованы подпорные стенки, элементы внешней ограды. Как дополнительный материал известняк применялся в оригинальных архитектурных элементах — беседке-барбекю, водном каскаде и перголе, прообразом которой послужили древнегреческие руины. Вообще, обилие светлого камня придало ландшафту некий южный колорит, с той его теплотой, которой так не хватает пейзажам Северной столицы.

Подпорные стенки сложены из белоснежного камня, в трещины которого высажены почвопокровные растения. В зависимости от перепадов высот рельефа мною были использованы подпорные стенки двух типов. Стенка первого типа, пригодная при перепаде высоты от 0,5–1,5 м, изготавливалась из природного камня методом сухой кладки: камни укладываются на подготовленное щебеночное основание друг на друга и скрепляются следующими слоями камней. Промежутки заполняются смесью следующего состава: крупнозернистый песок (можно использовать и гранитный отсев) 7 частей, гравий (гранитный щебень, фракция 5 / 20 мм) 3 части, плодородный грунт 3 части. Подпорная стена имеет уклон, конструкцией предусмотрены «карманы» для высадки неприхотливых растений. Второй тип подпорной стены применялся при перепаде высоты более 1,5 м. Такие стены строились из бетона с применением армирования, а потом применялась облицовка камнем, имитирующая сухую кладку.

Среди посадок есть как вполне традиционные, так и неординарные. Например, необычен вертикальный миксбордер, устроенный на склоне, к которому подведено капельное орошение. В миксбордере плотными массивами высажены травянистые многолетники и древесные растения: спиреи, дерен, пузыреплодниккамнеломка, седум видный, многолетние астры. Замысел дендропроекта заключался в создании крупных однородных цветовых пятен на склоне, который выглядел бы издалека как дорогой ковер.

Еще один оригинальный уголок — миниатюрный болотный садик, расположенный на самой нижней террасе. Вода, собранная на верхних террасах, сбрасывается сюда по дренам, поэтому здесь влажно даже в засушливое лето. Приподнятые деревянные мостки, по периметру огибающие все болотце, позволяют со всех сторон осмотреть композиции из злаков и прибрежных растений. Завершает композицию болотного сада семейство деревянных цапель, выполненных индонезийскими мастерами.

А вот другая терраса и иное решение, подсказанное профессией хозяина сада. Поднимаясь выше по склону, попадаем в Древнюю Элладу. Театральные маски на стенах ночью озаряются таинственным светом, здесь все направлено на воссоздание атмосферы, колорита южных стран. Иллюминация включается вечером, а дожидаться этого момента лучше всего в уютной беседке с уличным камином, где можно принимать гостей или проводить семейные вечера. Устройство освещения и декоративной подсветки стало завершающим этапом создания законченной композиции сада на склоне.

Освещение в саду тогда для меня было новым делом, приходилось экспериментировать, заниматься поиском и расстановкой светильников. Сейчас я уже могу посоветовать с точки зрения практика: освещение надо проектировать в последнюю очередь. Это решается в два этапа: во‑первых, создание общего уровня освещенности, во-вторых, расстановка световых акцентов — выделение светом конкретных элементов ландшафта.

Этот сад еще очень молод, все его лучшие качества раскроются, когда разрастутся и займут положенные объемы кустарники, когда «волны» почвопокровных растений украсят стенки, визуально разбив их монотонность, когда вырастут деревья, а лианы завьют все уготованные для них места. Сад построен, остается наблюдать, как развивается действие этого природного, но срежиссированного тобой спектакля.

Openstat