Подпорная стенка

Елена Соловьева,
садовод-любитель, Санкт-Петербург

Подпорная стенка

Наш участок расположен на Карельском перешейке и у него есть всё, что характерно для данной местности: отсутствие плодородной земли, суровый климат и очень тяжёлый микроклимат. Ко всему прочему – полное отсутствие камней! А весной со склонов участка снег сходит мгновенно, и потоки воды устремляются вниз, размывая всё на своем пути! Маленькие и быстрые, почти «горные реки» размывают почву,  вымывают  мелколуковичные и уносят их вниз по склону!

И тогда мы решили сделать подпорную стенку. Камни для неё возили на своей  машине и на тачке из ближайшего леса. Работа эта нелёгкая и не самая приятная. Потом у нас появилась возможность  купить машину камней, и работа по строительству подпорной стенки закипела. Камни, уложенные с небольшим наклоном внутрь участка, ничем не скреплялись. Стенка получилась длиной около 2,5 метров и высотой от 60 см до 1.2 м. Муж сам катал огромные камни и укладывал их.

В пустоты, засыпанные плодородной землёй, предварительно хорошенько утрамбованные и  пролитые водой, были высажены различные растения.  Я использовала самые неприхотливые и даже немного агрессивные растения. Вероника нитчатая, вербейник монетчатый, аюги, ясколки и камнеломки помогли быстро спрятать новодел. Разные сорта шиловидного флокса,  всевозможные очитки и молодила, тимьяны, гвоздики травянки, ячмень гривастый начали  жить своей жизнью и сделали вид стенки более естественным.     В своё время была куплена и трепетной рукой посажена кислица рожковая. Потом стало понятно, какой это сорняк, расползающийся по саду не только надземными побегами, но и стреляя семенами во все стороны. Но её вишнёво-коричневые листики так красиво контрастируют с желтыми цветками вербейника и очитков, подчёркивают нежность фиалки рогатой, что я мирюсь с её агрессией и только выпалываю лишнее.

Со временем ассортимент растений  добавлялся и  менялся. Внизу поселились тиарелла и вариегатная вероника дубравная. На верхнем ярусе – хосты и хвойные среди аюг и опять же вариегатного барвинка. Дорожка вдоль подпорной стенки ведёт мимо небольшого плёночного пруда в глубину сада.

Летнее буйство растений радует, но  и весной, когда только сходит снег,  подпорная стенка не выглядит унылой.  Хвойные растения солируют в саду в любое время года. Весной особенно хорошо на  фоне хвои и камней выглядят мелколуковичные. Белоцветники весенние  пробиваются прямо сквозь заросли теневой камнеломки. Нежные  хохлатки  расселились уже по всему верхнему ярусу стенки. Молодые листья щавеля кроваво-красного  не только красивы, но ещё и съедобны, как у обычного щавеля. Очень забавны и необычны весенние завитушки папоротников. Это потом они становятся красавцами, как эта вудсия.

А вот так выглядит стенка осенью. Несмотря на то, что заморозки уже "покрасили" в коричневые тона астильбу и хосты, многие почвопокровные растения на подпорной стенке смотрятся вполне достойно

 

 

Под подвалом (тексты и баннеры): 

Александр Сапелин

ландшафтный архитектор, преподаватель МГУ
леса, автор статей и книг по садоводству и дизайну сада.

БОЛЕЗНЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

Это заболевание постигло всех садоводов России. Если простому любителю такое простительно, то профессионалу - разве что только на его собственном участке. Когда же ландшафтник создаёт сады, в которых главная не идея, а ассортимент, то это ботанические сады. Причины этого явления кроются в том, что долгое время наш потребитель не видел всей этой красоты, выведенной в мире. Сейчас же хочется всего и сразу.

Эту болезнь в своё время пережили все. Переживут и у нас. Уже сейчас многие сады говорят о том, что люди начинают мыслить по-другому. Тем не менее, большинство садов, даже созданных именитыми фирмами, грешат этим пороком: всего понемногу. В результате сад утомляет раздробленностью, неполнотой картины и сильной напряжённостью. Эта напряжённость особенно тяготит, если речь идёт о саде в пейзажном стиле. С другой стороны, отсутствие напряжённости тоже не интересно (этим отличалось большинство дачных участков советского периода), но и излишняя напряжённость вредна, от такого сада все устают.

Главное - не переживать  и не вырабатывать комплекса неполноценности. Как сказано выше – мы не одиноки. Когда-то подобное происходило в Англии, ныне считающейся чуть ли не законодателем идеального сада. Было время, когда в эту страну везлись растения со всего мира: всё интересное и доселе невиданное (ничего вам эта ситуация не напоминает?). Людей, добывающих редкие растения, называли «охотниками за растениями». Масса неизвестных доселе видов перекочевала на берега туманного Альбиона и осела в садах. Тогда-то и началась паника, связанная с потерей национального вкуса. Но обошлось. Во многом помогли миксбордеры – чисто английское изобретение и единственный тип садово-парковых насаждений, в котором возможно такое разнообразие видов на ограниченной площади.

Что же делать? Если вы всё же чувствуете себя коллекционером, определитесь, что вы собираетесь коллекционировать. Нельзя собирать всё интересное. Это тупиковый путь. Выберите 2-3 вида, наиболее устойчивых в условиях вашего участка, и займитесь поиском их форм и сортов. Это обычная практика в Европе. Выбирают именно несколько видов, а не один. Это делается для перестраховки. Годы разные, и если для какого-то вида условия окажутся неподходящими, останется коллекция других видов.  Именно такие частные собрания нередко становились в Европе (Нидерланды, Великобритания) национальными собраниями того или иного вида (рода) и получили международную известность.

Если вы пока находитесь на той стадии, что не можете ограничить себя до 2-3 родов, то хотя бы выдержите стилистически вашу многовидовую коллекцию. «Попестрить» с ассортиментом вполне позволительно в саду-кантри, и недопустимо, например, в саду стиля модерн.

Как размещать коллекцию? Важно отойти от стереотипа и не думать, что ваша коллекция должна быть заключена в ряды и гряды. Ничто не мешает вам взять коллекцию гераней и создать «Натургарден», или коллекцию суккулентов и создать японский сад мхов и так далее до бесконечности. Естественно, что к каждой из этих коллекций добавятся растения-спутники, дополняющие и доводящие композицию до логического завершения.

В конце концов, и из большого ассортимента растений можно сделать замечательный, гармоничный и сбалансированный сад. Пример тому -  многочисленные ботанические сады и дендрарии, являющиеся шедеврами садово-паркового искусства и при этом имеющие потрясающие коллекции. Однако создание такого сада – это проявление высшего пилотажа и профессионализма, коим владеют немногие. Это сложно, но к этому надо стремиться. А для начала просто попытайтесь больше не произносить в садовом центре фразу: «Мне, пожалуйста, всех растений по одной штучке».