Камни — повсюду

Татьяна Седова,
агроном по защите растений, Санкт-Петербург

Камни — повсюду

Прогулка по саду Татьяны Седовой

Мой сад расположен всего в трех километрах от Выборга на юго-западном склоне горы, состоящей из больших и маленьких валунов. Почва очень бедная, да и немного ее — камни повсюду. Вокруг дома сохранен природный ландшафт: березы, сосны, рябины, заросли черники и брусники. Осенью вокруг дома можно набрать черных груздей и опят. Сначала мы этим уголком не очень занимались, нужно было осваивать более низкую часть сада, где высаживались многолетники, декоративные и плодовые кустарники, деревья, создавалась альпийская горка.

Около крыльца дома лежал огромный — выше человеческого роста — валун. Сам по себе это просто унылый серый камень, кое‑где поросший мхом и лишайником, но, поскольку его с места не сдвинуть, пришлось «украшать». С юго-западной его стороны была посажена гортензия черешковая в расчете на то, что она поползет вверх по растущим рядом рябинкам, но гортензия рассудила иначе — намертво прикрепилась придаточными корнями к валуну. Увидела я это уже поздней осенью и испугалась, что она вымерзнет на камне. Весной, когда почки пробудились, оказалось, что никаких повреждений нет. За шесть лет она поднялась почти на вершину, разветвилась во все стороны и очень довольна жизнью.

На этом же валуне есть ложбинка, в которой собирались опавшие березовые листья, выглядело это как‑то неопрятно. Однажды я увидела на лесном камне ковер из небольших папоротников. Картинка возникла сразу, я скатала эти папоротники в рулон, как газон, принесла домой и уложила на свой валун. Вписался этот рулон в ложбинку, как будто там и вырос. Только в очень засушливые годы приходится поливать поверхность камня, чтобы не пересохли друзья-папоротники и гортензия.

Чуть ниже валуна каскадом посажены различные можжевельники. Сажались временно, в расчете на то, что им найдется более удобное место, так как земли там почти не было. Но пока я раздумывала, куда бы их пристроить, шли годы, можжевельники умудрились проникнуть корнями под крупные камни и теперь остались там навсегда.

А в другом уголке сада есть огромный плоский камень, у которого года три назад я посадила, конечно же временно, бересклет Форчуна. Он, как и гортензия черешковая, стал взбираться по каменной поверхности, перезимовал и опять пошел в рост. Теперь всем, у кого на участке есть большие камни, советую сажать рядом с ними растения, склонные к лазанию,— лучшую опору найти трудно.

Даже в розарии у пруда есть камни, но их я укладывала сама. Они оттеняют растения (на фото лапчатка песчаная), дополняя красоту создаваемой композиции (на фото левизия), а подчас растения (на фото джефферсония) могут стать украшением обычных серых камней.

 

Под подвалом (тексты и баннеры): 

Лидия Макарова

ландшафтный дизайнер, член Королевского садового обществаВеликобритании

Цветовая гамма сада

Для создания декоративных растительных композиций надо учитывать законы цветовой гармонии. Цвет воздействует на человека сильнее, чем звук, запах и вкус, и поэтому является важнейшим средством художественной выразительности. Прежде всего надо выбрать цветовую гамму будущей композиции: теплую (желто-красную) или прохладную (сине-зеленую). Желтый цвет и его оттенки (лимонный, золотой, медный, соломенный) вызывают ощущение тепла и света. Сажая растения желтого цвета на солнце, выбирайте оттенки с медным отливом, а цветы приглушенных оттенков расположите в полутени или тени. Пестролистные травы с золотистыми краями внесут умеренную яркость в любую композицию. Удачно сочетание растений с ярко-желтой листвой и оранжевыми цветками, а приглушенная желтая листва создает яркий контраст с пурпурнолистными травами. Многолетники с цветками желтых окрасок (манжетка, вербейник, солидаго, коровяк, бузульник, кореопсис, энотера, тысячелистник, гелениум) обычно служат доминантой композиции, притягивая к себе взгляд. Поэтому цветы неярких бледных оттенков теряются на их фоне, и такие комбинации невыразительны. Напротив, для цветов ярких окрасок желто-зеленые тона являются хорошим фоном. Сочетание желтых и красных цветов создает динамичный эффект: растения желтых оттенков делают красные растения еще ярче.

Красный цвет возбуждает и поднимает настроение, ускоряя ритм дыхания и повышая кровяное давление. Лихнис, монарда, люпин, гвоздика, гравилат, флокс, астильба, лилейник, мак восточный имеют цветки различных оттенков красного цвета (алые, пунцовые, малиновые, бордовые и красно-коричневые). Они выделяются на переднем плане, имея интенсивное воздействие на наблюдателя. Поэтому создавать большие красные цветочные пятна в саду нежелательно — они будут вызывать чувство агрессии. Прекрасным фоном для красных растений является зеленый газон, на темном фоне они оптически отдаляются и бледнеют, на белом — приближаются к наблюдателю.

При создании монохромного «красного цветника» с использованием оттенков (от розового до пурпурного) следует избегать сочетаний красно-оранжевых оттенков с холодными оттенками, а также алых — с бледно-красными. В качестве фона лучше использовать пурпурную листву и акценты из растений чистого красного цвета. Гармоничны сочетания красных с белыми, золотистыми, синими и желто-зелеными растениями. Однако, чтобы уравновесить красный цвет, растений холодных тонов в цветнике должно быть высажено значительно больше. Красно-коричневые и темно-красные тона — хороший фон для лимонно-желтых растений. Пурпурная листва снижает яркость красных цветов.

Оранжевый цвет тонизирует и действует возбуждающе, создавая жизнерадостное и бодрое настроение. Цветы терракотового, кораллового, абрикосового, персикового оттенков заметны издалека. Гравилат, гелениум, хризантема, лилии, лилейник, высаженные на заднем плане цветника, придадут ему объемность. При ярком солнечном освещении они выдвигаются на первый план. Белые и желтовато-зеленые тона ослабляют интенсивность оранжевого цвета. Бледно-желтый тон можно комбинировать с нежными абрикосовым и персиковым оттенками.

Цветы теплой группы — яркие и броские, поэтому композиции из них подойдут для создания весеннего или осеннего цветника, так как создают ощущение присутствия солнца даже в пасмурный день. Если же их дополнить растениями холодных (синих и фиолетовых) тонов, то можно получить насыщенные, контрастные композиции. Зеленый, синий, фиолетовый и их оттенки — это пассивные и холодные цвета.

Зеленый цвет — основной тон садового дизайна, он успокаивает, снижает давление и повышает работоспособность. В сочетании с теплыми тонами зеленый отходит на второй план, поэтому на зеленом фоне хорошо выделяются желтые и красные цветы. Напротив, синие и фиолетовые тона, гармонируя с зеленым цветом, выдвигают его на передний план. Зеленовато-синие листья выглядят темными, будто в тени, поэтому хорошо сочетаются с серебристой листвой и голубыми цветками. Желтовато-зеленые листья выглядят светлыми и блестящими и гармонируют с цветками абрикосового или розовато-лилового цвета, а с голубыми и желтыми — контрастируют.

Синий цвет — тяжелый и строгий, способствует затормаживанию физиологических функций. Однако сочетание его оттенков (цвет морской волны, кобальт, васильковый, бирюзовый) дает возможность создания гармоничных композиций. Многолетники с синими цветками: колокольчик, василек, синюха, синеголовник, люпин, ирис, дельфиниум, бруннера сливаются вдали, поэтому смотреть на них лучше с близкого расстояния. Синий цвет гармонирует с красно-оранжевым и желтовато-зеленым оттенками, но растения синих тонов в таких композициях должны применяться большими пятнами. Растения оранжевого цвета хорошо сочетаются с синими и сине-зелеными тонами, а растения синих оттенков ярче выделяются в контрастных композициях при соседстве с желтыми и белыми цветами. Сочетания синих цветов с фиолетовыми и темно-красными выглядят мрачно и для их оживления можно включить в композицию растения светлых тонов (розовые, кремовые, белые).

Фиолетовый — торжественный цвет и, соединяя эффект красного и синего, при заполнении больших поверхностей может угнетающе действовать на нервную систему. Ирис, водосбор, аконит, дельфиниум, клематис, колокольчик, скабиоза, люпин, флокс могут иметь сиреневый, темно-лиловый, пурпурный, розовато-сиреневый и другие оттенки. Контрастная композиция получится при сочетании фиолетовых и желтых цветов, а в комбинации с оранжевыми фиолетовые цветы должны быть светлого оттенка. Ярко-красные цветы зрительно приближают фиолетовые и придают им теплый оттенок. Сочетания фиолетовых цветов с темно-синими и темно-красными тонами производят унылое впечатление. Напротив, в сочетании с серебристой листвой темно-фиолетовые цветы создают изумительную прохладную композицию. Пастельная композиция получится при сочетании фиолетового и голубого цветов, в которую можно добавить розовые и розовато-сиреневые оттенки.

В заключение хочется заметить, что для создания настоящего художественного сада нельзя хаотично высаживать единичные экземпляры тех или иных растений, а необходимо создавать из них цветовые пятна.