наверх

Рождение сада

Юрий Марковский,
ландшафтный дизайнер и садовод с 33-летним стажем работы в Ботаническом саду РАН, автор книг, статей и лекций по садоводству, Санкт-Петербург. Подробнее об авторе

Рождение сада

Сад — образ идеального мира, отражение представлений человека о красоте и гармонии. Сад, созданный своими руками, — это прежде всего проявление индивидуальности. У каждого из нас свое видение комфортного сада. Для кого-то это радостный мир, полный роскошных ярких цветов, для кого-то — уединенный уголок, окруженный раскидистыми деревьями, или романтичный сказочный лес, наполненный изысканными редкими растениями. Различны характеры людей, их настроения и вкусовые пристрастия, их жизненный опыт и бытовые потребности — все это формирует сад. Могут ли сады быть хорошими или плохими? Да, если речь идет об общественных садах, которые должны нравиться каждому, но частный ухоженный сад хорош всегда, ведь сделан он собственными руками и вложены в него не только силы, но и душа. Такой сад приносит радость — и это главное, для чего он существует.

Сад — лекарь и исповедник. Именно ему, как никому другому, мы можем доверить свои невзгоды, именно он утешит и отвлечет от недобрых мыслей. Собственный сад — это откровение и, пожалуй, единственное место, где человек, не стесняясь, может обнажить свою душу и поделиться всем добрым, что есть в его сердце.

Сад — учитель и воспитатель, причем отнюдь не мягкий, но требовательный, а порой и жестокий. Каждый день он ставит перед нами задачи и ждет их решения, заставляет тяжело работать и познавать секреты мастерства. Сад учит нас терпению и смирению, воспитывает в нас вкус и чувство меры — он не выносит небрежности и суетливости, наказывая за них гибелью растений и мучительным стыдом за бесцельно потраченные время и силы.

Сад — живой! И это главное, что должен знать каждый, кто входит с ним в близкие отношения. Помните, вы владеете им лишь номинально, а по сути, это член семьи, с которым вы не просто живете по соседству, но сосуществуете, а значит, учитываете и его интересы. Сад разрешает вам творить и экспериментировать, предоставляет щедрую возможность радоваться своей красе, но взамен претендует­ на соблюдение своих прав и свобод. К тому же он отнюдь не беззащитен и жестоко мстит за грубое отношение. Молодой сад капризен, своеволен и ревнив — он нуждается в постоянном внимании и не дает отвлекаться на отдых. Взрослый сад щедро благодарит вас за труд, но расслабиться не дает и вынуждает неукоснительно следовать правилам агротехники и поддерживать порядок. Старый сад мудр, он сильнее вас, поэтому вытесняет трудоемкие и ненужные ему растения, создает свои естественные, природные композиции и милостиво позволяет вам отдохнуть, приняв его таким, каким он делает себя сам.

Разрешите мне помочь вам в создании сада. Это не значит, что вы должны безоговорочно следовать всем моим советам. Более того, я хочу, чтобы вы импровизировали и творили, обустраивая сад по своему вкусу и разумению. Помните, если сад доставляет вам радость, то ничто не должно заставить усомниться в достоинствах вашего рукотворного маленького рая.

Разберемся с участком. Получен участок. С чего начать? Прежде всего, сделайте анализ почвы. Выясните, какова ее кислотность, каков баланс основных элементов питания и микроэлементов. Узнайте, каковы качества подпочвы. Они могут заметно отличаться от свойств поверхностного слоя. Подпочва может быть песчаной, глинистой, торфяной, каменистой — любой, и от этого будет зависеть ассортимент растений, которые здесь можно выращивать.

Определите, на какой глубине залегает вода, узнайте, бывает ли сезонный подъем грунтовых или застой поверхностных вод.

Посоветуйтесь со специалистами: благоприятны ли условия участка для садоводства, и легко ли устранить имеющиеся недостатки. Помните, «цветочный» или плодовый сад можно создать только на идеальных для них почвах при оптимальной обводненности.

Подумайте, стоит ли радикально все менять. Все участки разные: один тенистый, другой солнечный, один рельефный, другой плоский. И на каждом — специфические почвы и уровень их увлажнения. Разумеется, что подход к планировке и составу растений должен быть индивидуальным. Самым рациональным дизайнерским решением станет «подстройка» под имеющиеся условия и создание композиции, соответствующей рельефу, почве, степени освещенности и увлажнения. Такой сад формируется естественно, органично, да и ухаживать за ним будет проще. Впрочем, это утверждение легко оспорить — многие сады с неповторимым характером возникают именно на сложных участках. Удивляться этому не приходится — чем лучше исходные условия, тем проще работа, тем меньше желание усложнять себе жизнь, чем они хуже — тем больше приходится фантазировать и учиться, а значит, и творить.

На каждом участке всегда есть свои «изюминки», и не заметить, да еще и не использовать их было бы преступлением. Главной ценностью является необычный рельеф. В отличие от плоских территорий, рельефные позволяют террасирование и строительство декоративных подпорных стенок. Особенно органичны террасы, укрепленные природным камнем, уложенным методом сухой кладки.

Большой удачей станет присутствие оригинальных компонентов: крупных валунов, болотной топи, нетронутого лесного массива. Каждый из них может послужить основой самостоятельной композиции.

Сад, разбитый вокруг построек из массивных камней и бревен, выглядит таинственно и возвращает нас в эпоху средневековья.

Поверьте, все что угодно, вплоть до старой теплицы или кучи строительного мусора, может быть со вкусом обыграно и превращено в оригинальный, свойственный лишь вашему саду акцент. Огород вполне может стать не только эффектным дополнением композиции сада, но и оригинальным цветником. Для этого достаточно рационально и с фантазией разместить традиционные овощные культуры,  дополнить их декоративными растениями, но главное –  содержать его в безукоризненной чистоте.

Истинными хозяевами сада являются красивые деревья. Уничтожать их — то же самое, что лишать сад души — сберегите их, ведь новые посадки вырастут не скоро. Если участок старый, то на нем могут сохраниться «исторические» деревья. Не обижаете их — у этих растений есть память, они окружены особой аурой, которая будет способствовать росту нового сада. А если уж совсем серьезно, взрослые растения помогут вам с планировкой — они всегда становятся доминантами новых композиций.

Сад, сформированный разнообразными хвойными и декоративнолиственными растениями сохраняет притягательный образ в течение всего года, нарушить его красоту не может даже ливень.

Выбор стиля Планировка и стилистика сада зависят от его назначения, поэтому в первую очередь определитесь, что вы хотите иметь: декоративный сад, сад-огород, сад для отдыха или что-либо иное. Полистайте журналы и книги по садоводству. Поймите, что вам по душе, что больше соответствует вашему вкусу и образу жизни.

Напроситесь в гости в сады к знакомым, «примерьте» их сады на себя. Уютно ли вам в них? Разберитесь, что вам в них нравится, а что нет.

Осмотрите свой участок и прежде всего обратите внимание на рельеф.

Если сад плоский — это «белый лист», на котором можно создать все, что захочешь, в том числе и формальный (регулярный) сад. Если холмистый — это еще большая удача, ведь фактурный рельеф — идеальная площадка для устройства ландшафтного сада. Вполне возможно, на вашем участке сохранился уголок нетронутого леса, растут старые красивые деревья или разбросаны крупные валуны — все это может сформировать стиль нового сада.

Маскирующие кулисы, древесные группы и дорожки, позволяют разбить сад на изолированные зоны и создать в каждой из них самобытную композицию. Для мест отдыха главное – уединенность и комфорт,  именно поэтому особое значение приобретают опрятное мощение, цветы и удобная садовая мебель.

Собственный садик – место удовлетворения садовых пристрастий. Нередко ими становятся коллекции редких цветов и горных растений.

Утилитарные постройки могут быть весьма декоративны, но и они требуют стильного оформления. Однообразие стен можно замаскировать лианами и цветами в вазонах.

Задать вопрос Юрию Марковскому

Под подвалом (тексты и баннеры): 

ФАНТАЗИИ ПЕТЕРБУРГСКИХ САДОВНИКОВ: XVIII ВЕК

Елена Келлер
писатель, кандидат культурологи

 


Петербург XVIII века на страницах старинных журналов представлен как царство садов, а их описание кажется сказочным и совершенно нереальным.

Перед садоводами вставал непростой вопрос: какой именно сад развести. В те далекие времена классификация садов была довольно обширной. Сады делились по времени года на весенние, летние и осенние; по характеру они могли быть торжественными, нежно меланхолическими, романтическими, светлыми, веселыми, приятными. Сады разделялись и по времени дня: утренние, полуденные и вечерние. Но и этой систематизации оказалось недостаточно, ввели еще различие — по принадлежности: королевские и княжеские или парки первой величины, дворянские и боярские или парки в благородном стиле, сады приватные и мещанские, цветники и, наконец, сады сельские или деревенские. Каждый вид сада имел свои особенности.

Но вот садовник сделал свой выбор, и это — «Утренний сад». Теперь все его мысли и труды должны быть подчинены, как говорят в театре, сверхзадаче — правильно и со специальным настроением создать декорации, ведь садовник, отчасти, и декоратор. Идея утреннего сада связывалась с пробуждением, с радостью обновленного дня. Это было главное положение, которым следовало руководствоваться при устройстве территории. Сад должен был располагаться в цветущей долине, но возле гористого места, открытого восходящему солнцу, чтобы лучи утреннего света освещали все великолепие свежей зелени.

Еще одно важное обстоятельство — это вода. Восхитительно зрелище солнечных лучей, играющих на поверхности озера, оно дает возможность долго любоваться, думать, предаваться мечтам. Такое милое упражнение для души и полезно, и приятно. Но если нет озера, садовнику не стоило горевать, ведь в Петербурге непременно рядом окажется река, или маленькая речушка, текущая при играющем свете между травой и цветами, или ручейки, журчащие с блеском по камешкам.

«Утренний сад» любит много открытых площадок, лужаек, засаженных милыми цветочками и светлой зеленью, орошенными утренней росой. Выбор деревьев должен строго соответствовать общему настроению. Стройные, нежные, с разрезными легкими листьями, они должны создавать умеренную тень. Очень хороши для этого виргинский клен, тополь, рябина, но группы этих деревьев должны быть не очень большими и разбросаны так, чтобы утренние лучи могли свободно проходить сквозь легкую листву. А если между деревьями будут находиться зеленые лужайки и полянки, засаженные невысокими цветами и если эти прелестные места будут оживляться извивающимися и громко журчащими ручейками, а пейзаж наполняться светом и тенью, то можно считать, что сцена достигла своего совершенства.

Но если садовник выбрал «Меланхолический сад», ему предстоит создать совсем другой стиль. Местность должна включать глубокие долины и низменные места, широкие ущелья между гор и каменных утесов, скрытые и глухие захолустья, густые и тенистые пустыни и темные леса. В таком саду должна господствовать скрытность, уединенность, темнота и тишина. Вода должна иметь течение слабое, неприметное, спокойное, окруженное зарослями осоки с висящими над ней ветвями деревьев, или производить глухое и томное журчание, или стекать по уступам, но без шума и грохота. В «Меланхолическом саду» много тени, поэтому следует плотно высаживать темные лесные деревья или создавать непрозрачные рощи. Выбирая насаждения, садовнику надлежит остановить свое внимание на кустах и деревьях с густой листвой, темными и печальными листьями: конском каштане, ольхе, американской черной липе, бальзамическом тополе и, кроме того, березе и особенно вавилонской лозе с длинными, свисающими почти до земли ветвями. Под их сенью сквозь рощи извиваются дорожки и тропинки. Они спускаются то в темные мрачные овраги к старому широкому пню, покрытому мхом, под искривившимся загадочным дубом, то под висящие над головой скалы или на открытую площадку, окруженную лесом, а вот и скамейка, стоящая под густым сплетением ветвей. Где-то вдали раздается глухой шум скрытого водопада. Длинные тропы, обсаженные высокими деревьями и густым кустарником, похожи на покрытые сводами проходы в древних монастырях и готических церквях. Они создают атмосферу, располагающую к глубоким и важным размышлениям. Поздним вечером, когда лунный свет своим бледным сиянием покрывает листья и ветви деревьев, на «Меланхолический сад» опускается философическое настроение.

Но каково же садовнику, решившему устроить «Романтический сад»? Ему придется следовать мудрости — сохранить все, устроенное самой природой, ничего не разрушать и не портить. Искусство должно помогать натуре лишь так, как позволит ее характер.

Главная забота садовода — посадить цветы в соответствии с идеей такого сада. В 1786 году были опубликованы советы: «Дедовские манеры цветочные грядки делать узорами, изрезывать их в бесчисленно мелкие части, выводить ими всякие ­фигуры, ­косицы, травы, а иногда самих зверей, птиц и другие подобия, можно почесть такой детской игрушкой, которая всего меньше подражания заслуживает. Последуем лучше по стопам натуры. Ежели хорошие и избранные роды цветов рассаживать не на узорчатых и циркулем очерченных грядках, а разбросать кой-где нерадиво по площадке, покрытой низкой травой и перемешать с хорошими полевыми цветами, то такая пестрота и контраст произведут весьма приятное впечатление». «Романтический сад» должен располагать к созерцанию, здесь хочется проводить много времени, свой досуг, поэтому колористическое разнообразие особенно уместно. Тюльпаны, гиацинты, гвоздики, анемоны, примулы, ирисы, бальзамины, маки, дельфиниумы, чудесные фиалки, а осенью разноцветные астры — все это пышное цветение властвует дивным многоцветием. И все-таки, там, где человек отдыхает, где он предается мыслям и воображению, он охотнее ощущает, нежели рассматривает, поэтому предпочтительнее душистые цветы — сладкие, пряные, нежные, тонкие запахи, услаждающие ощущения натуры. Разбросанные по саду столовые беседки, скамейки, «кабинеты» для чтения и размышления окружены мартовскими фиалками, ландышами, левкоями, белыми нарциссами, алыми лилиями, гиацинтами, резедой, туберозами. Цветы распространяют непостижимую отраду и сладость, даря душевное спокойствие и удовольствие.

С тех пор прошло более двух с половиной веков. Сегодня нас огорчает петербургская погода, мы живем в «каменном мешке» и даже не можем представить, что «парадис», которому положил начало Петр I, действительно реально существовал на территории Петербурга, и даже дурной климат не был ему помехой.

Openstat