наверх

Композиция сада

Юрий Марковский,
ландшафтный дизайнер и садовод с 33-летним стажем работы в Ботаническом саду РАН, автор книг, статей и лекций по садоводству, Санкт-Петербург. Подробнее об авторе

Композиция сада

Как это ни покажется странным, но все сады, к какому бы стилю они ни относились, строятся из одних и тех же компонентов. Это дорожки, фоновые площадки, водоемы, каменистые сады, цветники и, конечно, растения. Одни из этих элементов чисто декоративны, другие функциональны, но все они необходимы для создания общей картины. Хороша ли она будет, зависит от того, в каких соотношениях и как используются компоненты. Здесь, как в музыке — нот всего семь, а мелодий — без числа! В музыке все решает талант композитора, а в нашем случае — создателя сада.

Дорожки обеспечивают доступность объектов, делят сад на зоны и позволяют осмотреть его с лучших сторон. Дорожки могут быть грунтовыми, щебеночно-набивными, мощеными камнем или деревом — вариантов множество, и выбрать надо тот, который более всего соответствует стилю сада.

Пошаговая дорожка позволяет сохранить зеленый ковер газона. Искусственность литого мощения может быть смягчена наползающими на него растениями. Галечная дорожка для ходьбы непригодна и может быть лишь декоративным элементом. Дорожка из натурального камня органична в ландшафтных композициях. Мощение декоративным кирпичом делает сад более формальным. Песчаные и щебеночно-набивные дорожки  хороши, но недолговечны.

В садах регулярной (симметричной, формальной) планировки роль дорожек весьма значительна — они, в прямом смысле слова, формируют рисунок сада. Все дорожки в таких садах соответствуют правильным геометрическим линиям — они либо прямолинейны, либо орнаментально изогнуты. В пейзажных садах дорожки являются направляющими линиями и обязательно приводят к какому-нибудь объекту или красивому пейзажу. Именно поэтому система дорожек пейзажного сада прокладывается свободно, так, чтобы они огибали луга, рощи и водоемы, открывая обзор на эффектные композиции и перспективы. Все эти приемы разработаны для крупных садов, но они работают и в маленьком дачном садике — серьезных различий нет, есть лишь иные масштабы.

Свободные фоновые площадки — обязательный элемент не только любого сада, но и любой его композиции. Нужны они для того, чтобы на нейтральном фоне более эффектно смотрелись растения, цветники, камни и «малые архитектурные формы».

Мощеные площадки являются неплохим, но не самым лучшим фоном для композиций — они открывают перспективы, но абсолютно инертны. Обширные площадки литого мощения активно привлекают внимание и подчеркивают пышные кулисы растений и мягкий ковер газона.

Комбинированное мощение зрительно уменьшает площадь. Оригинальная разбивка мощения создает эффект расплывающихся льдинок. Дорогой клинкерный кирпич может быть с успехом заменен старинными кирпичами. Комбинация кирпича и самодельной плитки  весьма самобытна.

Мозаичное покрытие из гальки – типичный элемент средиземноморского стиля. Торцовка, выполненная деревянными спилами хороша для камерных композиций.

Гравийные площадки, созданные щебеночно-набивным способом, довольно скучны, но в сочетании с декоративной плиткой весьма красивы.

Очень осторожно нужно использовать декоративную плитку, некоторые разновидности которой настолько красочны и вычурны, что становятся цветовыми доминантами и могут «убить» всю композицию сада. Вместе с тем умелые комбинации мощения крупных площадок разными материалами не только разнообразят впечатление, но и визуально сокращают их габариты. Единственным типом фоновых площадок, соответствующим природным аналогам, является мощение природным камнем: рваной плитой, булыжником, шашкой.

Газон — классический и, бесспорно, лучший фон для любой композиции. Без зеленой лужайки невозможен не только крупный, но даже очень маленький сад, ведь нет ничего оптимистичнее, чем свежая зеленая травка. Газон никак нельзя назвать инертным фоном — он всегда активен, причем не только цветом, но и жизнеутверждающей аурой. Бархатистый ковер газона – элемент престижного сада, но уход за ним сложен и дорогостоящ. Луговой газон – неотъемлемая часть романтического пейзажного сада, и требует меньше внимания.

Ухоженная лужайка не только нарядна сама по себе, но и является идеальным фоном для обрамляющих ее элементов композиции сада. Это лучшее место для активного отдыха и прекрасный подиум для домашнего вернисажа.

Самым эффектным и престижным является партерный газон. Этот элемент дизайна обязателен для регулярных композиций и играет роль живого ковра. Как и всякий дорогой ковер, такой газон требует кропотливого ухода и не выносит вытаптывания. Однако в большинстве садов газоны предназначены не только для красоты, но и для интенсивного использования, поэтому их засевают более грубыми травами. При правильном уходе такие лужайки внешне мало чем уступают элитным партерным газонам, но обходятся гораздо дешевле. Понятие дешевый или дорогой газон очень относительно — ни один из них не терпит небрежного отношения, без должного ухода превращаясь в обычный луг. Впрочем, даже поросшая клевером, вероникой и маргаритками лужайка гораздо лучше, чем «мертвая» грунтовая площадка.

Изгороди и бордюры Большинство садов не обходится без изоляции зон разного назначения и маскировки неприглядных участков и строений. Для этого можно использовать разные приемы, например установку сплошного каменного забора, но стены из растений всегда вне конкуренции. Для композиций, выполненных в регулярном стиле, используют стриженые изгороди.  Не обойтись без таких изгородей и в других садах, даже ландшафтных. Создать изгородь можно из любых кустарников и деревьев, обладающих густым ветвлением и мелкой листвой. Единственные растения, использование которых нежелательно, — те, что образуют обильную прикорневую поросль. Идеальны для стриженых изгородей самшиты и тиссы, но поскольку в северном климате они бесперспективны, приходится использовать кизильник блестящий, барбарисы, лапчатку кустарниковую и, конечно, хвойные: ели, туи и можжевельники. Изгороди из туи и иных древесных растений, невероятно красивы, но требуют большого количества посадочного материала и тщательного квалифицированного ухода.

Для высоких изгородей возможно применение мелколистных лип, боярышников и ивы. Для менее строгих изгородей нередко используют растения, применение которых в этом качестве может показаться неожиданным: сирени, смородины, аронию черноплодную, спиреи. Список этот можно продолжить — все зависит от сообразительности садовода.

Важным назначением живых изгородей становится роль направляющих линий. Ту же работу выполняют и бордюры. Объяснять что-либо здесь незачем, ведь каждому ясно, что монотонная линия привлекает взгляд и ведет его в нужном направлении. Именно поэтому низкие изгороди и бордюры очень часто подчеркивают абрисы дорожек и цветников. Лучшими древесными растениями для низких изгородей являются карликовые сорта спиреи японской, барбариса Тунберга, лапчатки кустарниковой, ибериса вечнозеленого и туи. Среди травянистых растений бесспорные фавориты — хосты, но вполне пригодны и гейхеры, баданы, седумы, примулы и даже стриженые барвинки.

Водоем Этот компонент дизайна — «изюминка» любого сада. Его обустройство требует не только правильного технического выполнения, но и стилистической достоверности. В формальном (регулярном) саду водоем играет роль живого зеркала, поэтому он всегда имеет правильную геометрическую форму и является центром композиции. В садах свободной планировки водоемы могут быть любой формы, они создают образы прудов и озер. Очень часто водоемы становятся своеобразными цветниками. В этих случаях их водную гладь украшают нимфеями, а берега превращают в миксбордеры. Можно посадить и деревья, но так, чтобы они не затеняли воды и чтобы со временем их корни не разрушили берега.

Водоем – это самый притягательный уголок сада, он умиротворяет душу и улучшает настроение даже в пасмурную погоду. Камни и разросшиеся травы на берегу водоема придают ему естественный вид, но требуют ухода, дабы не создавать ощущения запущенности.

Каменистые сады. Разнообразные рокарии — альпинарии, горки, террасированные сады — стали чуть ли не обязательным атрибутом современных садов. Вероятно, это лишь дань моде, ведь такие композиции требуют специального окружения. Их появление не может быть случайным, оно диктуется стилем сада и архитектурой дома, вот почему строительство каменистой горки посреди газона — безвкусица и нелепость. Рокарии хороши и уместны только в садах природного стиля со свободной ландшафтной планировкой. Единственным оправданием появления рокария в композиции формального сада или на обычном садовом участке может стать коллекционирование горных растений, для которых и создаются эти сооружения.

Стилистика современного каменистого сада чрезвычайно разнообразна, отчего в декоративных рокариях становится возможным использование сочетаний любых растений.

Правила построения композиции

 Как и любое направление искусства, садовый дизайн имеет свои каноны — логичные и рациональные. Прежде всего это принцип определения доминантных высот, «расчленение» (зонирование) пространства, выделение точек обзора, истинное и визуальное изменение рельефа и многое другое. Конечно, разбивка стильного сада — дело профессионалов, но сад, созданный своими руками, всегда роднее. Так что дерзайте!

Даже небольшой участок в 6 соток позволяет создать интересную многоплановую композицию. В ней вполне могут уживаться элементы как регулярного, так и пейзажного стиля, что позволяет разделение его на зоны дорожками и лужайками.

Начните с определения направления дорожек: пройдитесь по участку от одного объекта к другому и зафиксируйте наиболее удобную траекторию. Если линии дорожек слишком прямые, сделайте их мягче, скруглите повороты — так будет удобнее. Хитроумные, но ничем не оправданные изгибы не нужны.

Дорожки разделят ваш участок на сектора. Подумайте, где бы вам хотелось расположить огород, плодовый сад, зону отдыха. Учтите, что лучшие солнечные места необходимо выделить для требовательных плодовых и овощных растений, а цветники можно разбить где угодно — выбор декоративных растений очень широк.

Площадку перед крыльцом дома превратите в палисадник: создайте на ней цветник или разбейте декоративный садик. Зона палисадника, стены и вход в дом – дополнительная площадь для посадки декоративных растений и самых любимых растений, для которых в саду уже нет места.

Определите, где посадить деревья, — они всегда будут привлекать к себе внимание и станут доминантами будущих композиций. В очень больших садах можно создать доминантные группы-рощи, в маленьких садиках — ограничиться посадкой двух-трех, чаще всего хвойных деревьев. Не забывайте и о плодовых — яблони и груши со временем станут крупными красивыми деревьями.

Критически взгляните на свой дом. Если он не является шедевром архитектуры или, напротив, слишком выделяется, посадите рядом с ним деревья, а фасад слегка прикройте лианами.

Советую взглянуть на будущий сад из окон дома — хорошо ли видны доминанты и будущие композиции, не бросаются ли в глаза неприглядные постройки. Окна дома — очень важные точки обзора сада.

Наметьте на участке места для кустарников. Наиболее мощными экземплярами и группами прикройте невзрачные места. Красивые группы расположите на поворотах дорожек и около дома — они помешают откровенному обзору сада и внесут интригу, при которой композиции будут открываться не сразу, а постепенно. Хозяйственную зону целесообразно спрятать за эффектными лианами и живыми изгородями.

Плетеный забор – характерный элемент деревенского стиля и в современном саду он смотрится весьма экзотично. Вместе с тем, такая конструкция способна идеально разделить зону огорода и зону отдыха и подчеркнуть контуры газона.

Площадку для газона окружите красивыми кустарниками и цветниками. Здесь же можно запланировать водоем с водяными лилиями или создать композицию из водоема и каменистой горки на фоне газона или мощения. Такая часть сада будет прекрасным уголком для семейного отдыха.

А теперь главное! Если вы создаете сад для себя, то не надейтесь, что это можно сделать единовременно, — его строительство будет продолжаться в течение всей вашей жизни.

Задать вопрос Юрию Марковскому

Под подвалом (тексты и баннеры): 

ФАНТАЗИИ ПЕТЕРБУРГСКИХ САДОВНИКОВ: XVIII ВЕК

Елена Келлер
писатель, кандидат культурологи

 

 

Петербург XVIII века на страницах старинных журналов представлен как царство садов, а их описание кажется сказочным и совершенно нереальным.

Перед садоводами вставал непростой вопрос: какой именно сад развести. В те далекие времена классификация садов была довольно обширной. Сады делились по времени года на весенние, летние и осенние; по характеру они могли быть торжественными, нежно меланхолическими, романтическими, светлыми, веселыми, приятными. Сады разделялись и по времени дня: утренние, полуденные и вечерние. Но и этой систематизации оказалось недостаточно, ввели еще различие — по принадлежности: королевские и княжеские или парки первой величины, дворянские и боярские или парки в благородном стиле, сады приватные и мещанские, цветники и, наконец, сады сельские или деревенские. Каждый вид сада имел свои особенности.

Но вот садовник сделал свой выбор, и это — «Утренний сад». Теперь все его мысли и труды должны быть подчинены, как говорят в театре, сверхзадаче — правильно и со специальным настроением создать декорации, ведь садовник, отчасти, и декоратор. Идея утреннего сада связывалась с пробуждением, с радостью обновленного дня. Это было главное положение, которым следовало руководствоваться при устройстве территории. Сад должен был располагаться в цветущей долине, но возле гористого места, открытого восходящему солнцу, чтобы лучи утреннего света освещали все великолепие свежей зелени.

Еще одно важное обстоятельство — это вода. Восхитительно зрелище солнечных лучей, играющих на поверхности озера, оно дает возможность долго любоваться, думать, предаваться мечтам. Такое милое упражнение для души и полезно, и приятно. Но если нет озера, садовнику не стоило горевать, ведь в Петербурге непременно рядом окажется река, или маленькая речушка, текущая при играющем свете между травой и цветами, или ручейки, журчащие с блеском по камешкам.

«Утренний сад» любит много открытых площадок, лужаек, засаженных милыми цветочками и светлой зеленью, орошенными утренней росой. Выбор деревьев должен строго соответствовать общему настроению. Стройные, нежные, с разрезными легкими листьями, они должны создавать умеренную тень. Очень хороши для этого виргинский клен, тополь, рябина, но группы этих деревьев должны быть не очень большими и разбросаны так, чтобы утренние лучи могли свободно проходить сквозь легкую листву. А если между деревьями будут находиться зеленые лужайки и полянки, засаженные невысокими цветами и если эти прелестные места будут оживляться извивающимися и громко журчащими ручейками, а пейзаж наполняться светом и тенью, то можно считать, что сцена достигла своего совершенства.

Но если садовник выбрал «Меланхолический сад», ему предстоит создать совсем другой стиль. Местность должна включать глубокие долины и низменные места, широкие ущелья между гор и каменных утесов, скрытые и глухие захолустья, густые и тенистые пустыни и темные леса. В таком саду должна господствовать скрытность, уединенность, темнота и тишина. Вода должна иметь течение слабое, неприметное, спокойное, окруженное зарослями осоки с висящими над ней ветвями деревьев, или производить глухое и томное журчание, или стекать по уступам, но без шума и грохота. В «Меланхолическом саду» много тени, поэтому следует плотно высаживать темные лесные деревья или создавать непрозрачные рощи. Выбирая насаждения, садовнику надлежит остановить свое внимание на кустах и деревьях с густой листвой, темными и печальными листьями: конском каштане, ольхе, американской черной липе, бальзамическом тополе и, кроме того, березе и особенно вавилонской лозе с длинными, свисающими почти до земли ветвями. Под их сенью сквозь рощи извиваются дорожки и тропинки. Они спускаются то в темные мрачные овраги к старому широкому пню, покрытому мхом, под искривившимся загадочным дубом, то под висящие над головой скалы или на открытую площадку, окруженную лесом, а вот и скамейка, стоящая под густым сплетением ветвей. Где-то вдали раздается глухой шум скрытого водопада. Длинные тропы, обсаженные высокими деревьями и густым кустарником, похожи на покрытые сводами проходы в древних монастырях и готических церквях. Они создают атмосферу, располагающую к глубоким и важным размышлениям. Поздним вечером, когда лунный свет своим бледным сиянием покрывает листья и ветви деревьев, на «Меланхолический сад» опускается философическое настроение.

Но каково же садовнику, решившему устроить «Романтический сад»? Ему придется следовать мудрости — сохранить все, устроенное самой природой, ничего не разрушать и не портить. Искусство должно помогать натуре лишь так, как позволит ее характер.

Главная забота садовода — посадить цветы в соответствии с идеей такого сада. В 1786 году были опубликованы советы: «Дедовские манеры цветочные грядки делать узорами, изрезывать их в бесчисленно мелкие части, выводить ими всякие ­фигуры, ­косицы, травы, а иногда самих зверей, птиц и другие подобия, можно почесть такой детской игрушкой, которая всего меньше подражания заслуживает. Последуем лучше по стопам натуры. Ежели хорошие и избранные роды цветов рассаживать не на узорчатых и циркулем очерченных грядках, а разбросать кой-где нерадиво по площадке, покрытой низкой травой и перемешать с хорошими полевыми цветами, то такая пестрота и контраст произведут весьма приятное впечатление». «Романтический сад» должен располагать к созерцанию, здесь хочется проводить много времени, свой досуг, поэтому колористическое разнообразие особенно уместно. Тюльпаны, гиацинты, гвоздики, анемоны, примулы, ирисы, бальзамины, маки, дельфиниумы, чудесные фиалки, а осенью разноцветные астры — все это пышное цветение властвует дивным многоцветием. И все-таки, там, где человек отдыхает, где он предается мыслям и воображению, он охотнее ощущает, нежели рассматривает, поэтому предпочтительнее душистые цветы — сладкие, пряные, нежные, тонкие запахи, услаждающие ощущения натуры. Разбросанные по саду столовые беседки, скамейки, «кабинеты» для чтения и размышления окружены мартовскими фиалками, ландышами, левкоями, белыми нарциссами, алыми лилиями, гиацинтами, резедой, туберозами. Цветы распространяют непостижимую отраду и сладость, даря душевное спокойствие и удовольствие.

С тех пор прошло более двух с половиной веков. Сегодня нас огорчает петербургская погода, мы живем в «каменном мешке» и даже не можем представить, что «парадис», которому положил начало Петр I, действительно реально существовал на территории Петербурга, и даже дурной климат не был ему помехой.

Openstat