наверх

ПОКУПКА ПРИДОРОЖНОГО УЧАСТКА

Александр Дементьев,
кандидат биологических наук, член Шведской ассоциации экологов, президент Центра сохранения природного и культурного наследия Северо-запада, Санкт-Петербург
Екатерина Буланина ,
биолог, Санкт-Петербург

ПОКУПКА ПРИДОРОЖНОГО УЧАСТКА

Прежде чем покупать участок рядом с оживленной магистралью или ж/д станцией, проведите его исследование, взвесьте все возможные последствия, ознакомьтесь с экологическими допусками. Оцените при покупке участка окружающую обстановку.

Ухудшающие факторы:

  • Количество выхлопов многократно увеличивается, когда машины скапливаются в пробке, и там, где дорога идет на подъем: моторы работают напряженно и сгорает больше топлива.
  • Наличие рядом с будущей дачей крупных магазинов, ж/д станций означает погрузку и разгрузку, складирование товара, это повышает загазованность и шум.
  • Почва может быть сильно загрязнена отходами сельхозпроизводства. Узнайте, не располагались ли раньше у дороги сельскохозяйственные угодья, свалки, птице- или свинофермы.
  • Следует обратить внимание на линии высоковольтных передач, которые излучают опасные электромагнитные волны. Государственные стандарты запрещают использовать подобные территории под жилую застройку.
  • Растущий на участке камыш должен насторожить: в низинных местах в первую очередь скапливаются дорожные загрязнения, и придется завозить десятки грузовиков земли, чтобы поднять участок.

Ветер и рельеф

  • Иногда почва на участках, расположенных рядом с дорогой, менее загрязнена, чем на дальних участках, но расположенных на линии господствующих ветров. Поэтому очень важно определить их направление.
  • Если основные ветра дуют со стороны вашего участка на дорогу, значит, участок находится в ветровой тени от потоков загрязненного воздуха – и вам повезло. Если же ветра в основном дуют со стороны дороги, то на чистоту атмосферы надеяться не стоит.
  • Очень важную роль играет рельеф местности. Если участок находится ниже дороги, то его почва станет «складом» химических элементов и загрязняющих веществ, которые будут попадать сюда с выхлопами и стоками воды с дороги.
  • Гораздо лучше, когда участок на склоне расположен выше магистрали: тяжелые компоненты выхлопов (окислы свинца, соли, углекислый газ) воздушными потоками практически не поднимаются выше 15 м. Кроме того, стоки воды с дороги вряд ли попадут в грунтовые воды участка, находящегося над дорогой.
  • Для полноты картины желательно изучить крупномасштабные экологические карты, где показаны степень загрязнения почвы и радиационный фон. Такие карты есть у фирм, занимающихся экологическими проблемами.

Биоиндикация

Некоторые растения могут служить живыми индикаторами состояния среды, так как наиболее чутко реагируют на характер и степень загрязнения атмосферы.

О повышенной концентрации загрязняющих веществ говорят следующие признаки у растений:

  •  заметное уменьшение размеров хвои и листьев;
  •  преждевременное пожелтение и опадание листьев;
  •  появление некрозов листьев и хвои;
  •  появление ослабленных деревьев и сухостоев;
  •  повреждение деревьев грибами и насекомыми.

Индикаторами присутствия сернистого газа являются хвойные породы, наиболее сильно страдающие от загрязнений. Например, при высокой концентрации сернистого газа или длительном его воздействии хвоя сосны покрывается толстым слоем воска.

Лихеноиндикация

Известными индикаторами чистоты воздуха являются лишайники. Они реагируют на загрязнения атмосферы быстрее и сильнее, чем высшие растения. Если на деревьях вы обнаружили лишайники – дела не так уж плохи.

  • Лишайники хорошо заметны в любое время года, особенно на стволах деревьев темного цвета.
  • Лишайники растут медленно, поэтому лучше их изучать на старых деревьях, ведь на молодых они просто могли не успеть поселиться.
  • Лишайники очень чувствительны к содержанию в воздухе соединений серы и свинца.
  • В самом чистом воздухе растут так называемые бородатые лишайники, которые похожи на мочалку и свешиваются с веток, со стволов деревьев. Чем больше отстает тело лишайников от дерева, на котором он растет, тем чище воздух.
  • В условиях средней загрязненности воздуха на деревьях преобладают накипные лишайники – те, которые буквально «прикипели» к коре, и снять их невозможно, а также листоватые лишайники – их тело лишь слегка отстает от коры.
  • При увеличении загрязнения воздуха первыми исчезают бородатые формы, затем листоватые и, наконец, накипные. В местах, где очень грязный воздух, образуется лишайниковая пустыня.
Под подвалом (тексты и баннеры): 

ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Александр Дементьев, к. б.н., член Шведской ассоциации экологов

                                 Екатерина Буланина, биолог, Санкт-Петербург

Главная проблема придорожных участков – нарушение экологического равновесия из-за постоянного воздействия грязного воздуха и стоков с дорог.

Непросто изменить ситуацию к лучшему, но надо применить для этого все возможные способы. Помните, экологическое благополучие не создается в одночасье и не стоит ждать мгновенных чудес. Но, продумав и осуществляя шаги в этом направлении, можно заметно сократить вредное воздействие дороги.

Шум

  • Силу шума измеряют в децибелах. Тиканье часов - 10 дб, шепот – 25 дб, шум от оживленной магистрали - 80, шум самолета при взлете - 130 дб. Болевой порог шума - 140 дб.
  • На территории жилой застройки днем шум не должен превышать 50–66 дб. Впрочем, на даче хотелось бы просто тишины и пения птиц, а не каких-либо децибелов.
  • Второй показатель воздействия шума – высота звука. Для людей вредны как инфра-, так и ультразвуки, когда они превышают предельно допустимые дозы. Источников Инфразвуки испускают транспортные компрессорные установки, тормозные системы поездов, тяговые электродвигатели, дизели и т. д.
  • Вред от шума увеличивается при одновременной вибрации и загазованности.
  • Важно, как долго продолжается шум. Из-за постоянного воздействия шума мы рискуем не только заработать бессонницу, но и получить болезни сердечно-сосудистой системы и серьезные психические расстройства.
  • Каждый человек воспринимает шум по-своему. Многое зависит от возраста, состояния здоровья, окружающих условий, темперамента. Наиболее чувствительны к действию шума пожилые люди.

Загазованность и запыленность воздуха

  • Вблизи дорог воздух загрязнен выхлопными газами, выбросами в виде пыли, сажи. Составные части выхлопных газов, попадая в организм человека, могут оказывать канцерогенное, токсическое действие.
  • Выхлопные газы — основная причина образования смогов вблизи автодорог. Смог – смесь дыма, тумана и пыли. Смог снижает иммунитет, вызывает  различные заболевания, особенно он опасен для детей и людей с болезнями легких.
  • На чистоту воздуха влияет состав и состояние дорожного покрытия. Свежий асфальт выделяет вредные углеводороды, а старый – накапливает различные тяжелые металлы, которые постепенно попадают в окружающую среду. Грунтовая дорога пылит, кроме того, на ней автомобильные двигатели часто работают в усиленном режиме, выбрасывая больше отработанных газов.

Загрязнение почвы и воды

  • На почву придорожных участков из воздуха оседают частицы пыли и выхлопных газов, а с проезжей части вместе с дождем и талыми водами стекают антигололедная соль, топливно-смазочные материалы, мелкие частицы резины и др.  Все эти вещества постепенно просачиваются в почву, загрязняя ее, потом достигают водоносных горизонтов и загрязняют грунтовые воды.
  • Сильнее всего поражена почва на расстоянии до 20 м от проезжей части, а рядом с крупными магистралями – до 500 м.
  • В поверхностных и грунтовых водах следы транспортных загрязнений отмечаются на расстоянии до 25 км.
  • С асфальтового покрытия загрязненная вода стекает по сторонам, так как поверхность дороги имеет форму легкой полусферы. Поэтому загрязнение почвы и грунтовых вод особенно сильно рядом с асфальтированными дорогами.
  • При грунтовых покрытиях большая часть загрязненной воды впитывается прямо самой дорогой, где опасные вещества и остаются. В этом плане грунтовые дороги менее вредны.
  • Водоемы на участке страдают от атмосферных выбросов, попадающих на поверхность воды, а также от стоков дорожной грязи.
  • Особенно опасны для загрязнения почвы и грунтовых вод дорожно-транспортные происшествия, при которых могут разлиться токсичные жидкости.

Openstat