Ковровые цветники на сезон

Юрий Марковский,
ландшафтный дизайнер и садовод с 33-летним стажем работы в Ботаническом саду РАН, автор книг, статей и лекций по садоводству, Санкт-Петербург

Ковровые цветники на сезон

Такие цветники – классика дизайна, наследие формальных садов. Именно они входили в состав сложных фигурных композиций партеров, состоящих из боскетов, бордюров, арабесков и прочих художественных изысков, созданных при помощи разрезных газонов и стриженых кустарников. Цветы в партерах высаживались лишь на один сезон и могли менять их облик ежегодно. В наше время такие композиции сохранились лишь в исторических парковых ансамблях.

Время внесло серьезные коррективы в стилистику партеров – чрезвычайно сложные в уходе композиции практически исчезли и на смену им пришли симметрично распланированные ковровые клумбы и рабатки. Особо пышное развитие этот стиль цветочного оформления имел в городах с начала до середины ХХ века. Особо полюбились ковровые цветники в СССР в период 30-60 годов, ведь они, более чем другие, являли собой помпезную роскошь и подтверждали «победу человека над природой». Именно в это время площади городов и скверы заполнились орнаментальными цветочными клумбами, портретами вождей и героев, «живыми» часами и вазами. Создание таких композиций весьма затратно – ведь они требуют огромного количества дорогостоящей рассады, большая часть которой получается от сохранененных зимой в теплицах маточников. Именно по этой причине ковровые цветники наиболее популярны в районах с теплыми зимами, где сохранение маточного материала обходиться дешевле. Поэтому трудно найти в наше время сорта сантолины, иризины, альтернатеры, гнафалиума, эхеверий, пестролистных пеларгонийфуксий и многих иных растений, специфичных для этих цветников.

В наше время наблюдается явный подъем интереса к ковровым цветникам, своеобразный ренессанс стиля. Не случайно, на цветочных выставках в московском ВВЦ, практически все цветники выполнены либо как цветочные партеры, либо с использованием идей коврового дизайна. Конечно, ассортимент, а особенно сортимент растений для ковровых цветников нынче почти утерян, но выход найден, и современные ковровые цветники засаживаются более дешевыми растениями, вырастить которые можно из семян: бегониями, бальзаминами, лобелиями, агератумами, бархатцами. Из лиственных растений в цветниках можно заметить лишь цинерарию морскую, колеусы, иризине и периллу.

А теперь позвольте, пусть и весьма примитивно, рассказать о правилах построения ковровых и формовых цветников. Главное в их устройстве, как это ни странно, – талант художника и строителя, ведь сложные орнаментальные цветники изначально создаются в рисунках, по которым заказываются металлические или пластиковые рамы-каркасы, в ячейки которых и высаживаются растения. Чем сложнее рисунок, тем мельче и компактнее должен быть посадочный материал, тем более важны растения, позволяющие низкую стрижку. По той же схеме создаются и объемные (формовые) цветники – строится каркас из сетки, который заполняется волокнистой питательной почвой, а растения высаживаются в ячейки в соответствии с задуманным орнаментом. Кстати, подобные конструкции можно без особого труда соорудить и самостоятельно, причем хороши они будут в любом саду – формальный сад украсят «живые» вазы и геометрические фигуры, пейзажный – фигурки животных и абстрактные композиции. Материалом для «домашних» цветочных фигур могут послужить неприхотливые многолетние растения: овсяницы, тимьяны, винки, седумы и семпервивумы. К сожалению, есть одно обстоятельство, которое может помешать вам насладиться ковровыми цветниками – это необходимость тщательного ухода, включающего в себя не только полив, но и кропотливую регулярную стрижку и прополку!

 

Под подвалом (тексты и баннеры): 

Юрий Марковский,
ландшафтный дизайнер и садовод с 33-летним стажем работы в Ботаническом саду РАН в Санкт-Петербурге, автор популярных книг, журнальных статей и лекций, посвященных садоводству. Автор книги «Создаём дачный сад с Юрием Марковским».

САДО-МАЗОХИЗМ

Заболевание, распространенное исключительно среди садоводов

Симптомы и течение болезни.

Садо-мазохизм – неизлечимое заболевание, при котором тяжкий труд по созданию сада, а также связанные с ним боль и страдания доставляют неизъяснимое наслаждение и удовлетворение.

Для начала следует уточнить, что этим недугом может заболеть каждый владелец дачного участка, чувствующий тяготение ко всему прекрасному, созданному природой. Первыми признаками считаются зимняя хандра и следующее за ней весеннее возбуждение, которое приводит к неуместным вздохам и восклицаниям по поводу распускающихся почек и выползающих из земли хилых ростков.

В запущенных случаях «сезонное обострение» порождает манию приобретения, при которой садоводы начинают скупать в магазинах всё, что им кажется необходимым для сада: совочки, лопатки, семена и корни всех разновидностей. Такая невоздержанность весьма опасна и ведёт к совершенно неуместным и бессмысленным эмоциональным и материальным затратам. Большая часть этих садовых покупок окажется ненужной или излишней. Как правило, места для новых приобретений в саду отсутствуют, отчего он бессистемно захламляется многочисленными клумбами и грядками.

Еще хуже, если перенасыщение сада растениями ведёт к постоянным пересадкам и перепланировкам – это тупиковая ветвь дизайна, способная привести к хронической стадии течения болезни. Куда разумнее распланировать сад заранее в соответствии с его рельефом, условиями и архитектурой дома, подобрать неприхотливые растения. Но больные садоводы понять этого уже не способны и вновь с азартом «наступают на грабли» своего увлечения. 

К счастью, лишь в редких случаях болезнь передаётся по наследству. Как правило, дети, насмотревшись на дачные страдания родителей, приобретают стойкий иммунитет, и никогда не становятся продолжателями садовых династий.

Способы заражения.

Одним из источников распространения болезни становятся друзья семьи и соседи по даче. Их рассказы о личных достижениях в садоводстве способны привести трезвых и разумных людей в состояние патологической зависти и спровоцировать первые попытки самостоятельного выращивания.

Чрезвычайно опасны книги и журналы по садоводству. Они вызывают нездоровое нервное возбуждение от ярких фотографий цветочков и садовых композиций. Глядя на эти, как правило, заграничные шедевры, неискушенные граждане становятся невольными жертвами эмоций, что неминуемо приводит к усилению пагубного процесса. Более того, эти вредоносные издания инфицируют несчастных вирусом садового дизайна, который побуждает к клонированию чуждых для русского сада  идей и переселению растений на участки, вовсе не несоответствующие их природным потребностям.

В последнее время немалый вклад в массовое распространение заболевания (как правило, с самыми плачевными последствиями) вносит Интернет. Бесчисленные садоводческие сайты буквально затягивают истекающих слюнями жертв в паутину этого добровольного недуга. Огромный вред наносит болящим многократный показ одних и тех же одурманивающих сюжетов, а также гипнотические повторы особо опасных слов, а подчас и целых фраз.

Но главным источником заражения несомненно становятся выставки и распродажи растений. Посещать их нормальным гражданам категорически запрещено, поскольку доказано, что в окружении больных синдром «стихийных покупок» распространяется молниеносно! Проверено опытом – никто не может удержаться от искушения приобрести какой-нибудь цветочек или корешок, стоит только кому-то начать.

Чаще всего перечисленные опасности нападают на неискушенного садовода одновременно, а последствия всегда одинаковы - вовлечение в круговорот садоводства. Нередко это приводит  к ЦВЕТОЗАВИСИМОСТИ - яркому признаку хронической стадии.

Хроническая форма заболевания. Самая опасная, практически неизлечимая стадия, переход в которую почти незаметен и трудно отличим от обычного азартного увлечения садоводством. Страдают им независимо от половой и возрастной принадлежности, но чаще всего мужчины в «полном расцвете сил». Главным симптомом становится МАНИАКАЛЬНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ. В редких случаях предметом вожделения бывает какая-либо одна садовая культура или определенная группа растений. Чаще всего коллекционирование становится всеобъемлющим. Все душевные порывы и деньги больные направляют на добычу растений, а все силы на создание для них наилучших условий жизни. На алтарь увлечения могут быть возложены не только финансы, но даже (о, ужас!) благополучие семьи. Независимо от результатов и, невзирая на тяжкий, порой нечеловеческий труд, этот процесс приносит одурманенному коллекционированием несказанное наслаждение. Никакие трудности и преграды не способны остановить безумцев, а их изворотливость при попытке оказания им необходимой помощи явно указывает на предшествующие рецидивы.

Для достижения своей цели болящие идут на крайние меры: вымаливают у счастливых обладателей садовых редкостей семена или бросовые части растения, а порой решаются на откровенное воровство: тайное отщипывание кусочков вожделенных побегов. Оправданием неконтролируемых импульсов служит поверье, что только украденное растение способно хорошо прижиться на новом месте. 

Методы лечения.

Как правило, они малоэффективны и не зависят от возраста, пола и социального положения владельцев сада. Несмотря на все усилия друзей и родных, рецидивы неизбежны. Есть только два более-менее действенных метода:

Кражи. Профилактический и не вполне надежный способ лечения, который в некоторых случаях помогает отвратить от приобретения новых растений. Лечебный эффект объясняется сильным переживанием, связанным с исчезновением садовых любимцев, попавших в чужие руки, и как следствие - апатия и непреодолимое отвращение ко всякого рода садоводческой деятельности.  Этот своеобразный метод пригоден для легких, начальных стадий заболевания.

Гибель растений. Долгий, мучительный, но вполне эффектный метод лечения, основанный на агротехнической необразованности болящего. Приводит к неврозам, отчаянию и нежеланию заниматься садоводством в дальнейшем. Почти как в старинном романсе: «У меня не живут цветы. Красотой их на миг я обманут. Постоят день-другой и завянут. У меня не живут цветы».

Обращение к счастливоболящим

Создавая свой сад, в первую очередь следует уяснить, что дачный участок - не клочок земли, отданный вам на истязание, а полотно, предназначенное для создания художественного шедевра – ни больше и ни меньше! И пусть вначале это будут робкие, неумелые штрихи на холсте природы, затем, с появлением опыта, возникнут смелые, яркие мазки. Постепенно картина станет все более завершенной, и перед Вами предстанет ваш собственный сад – живое чудо, созданное из огромного труда и любви. Давайте вместе окунёмся в этот омут и вместе насладимся этим мучительно сладостным трудом – созданием САДА СВОЕЙ МЕЧТЫ!